Russian Federation
Fostering patriotic feelings in students is one of the tasks of moral education, which includes instilling love for loved ones, for school, for one’s home, for one’s home street, for one’s hometown and one’s home country. The article discusses the basic principles of patriotic education. The author iden-tifies the main levels of patriotism and conditions for the formation and development of patriotic traits and student attitudes
patriotic education, principles of patriotic education, active civic activity, schoolchildren
Развивающемуся обществу нужны не только образованные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее нравственные достижения [1].
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств должна быть систематической и планомерной.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию обучающихся в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой деятельный вклад в его процветание.
Принципы патриотического воспитания: вариативность, свобода плюрализма, гуманизация, социальная востребованность, демократизация, культуросообразность. Патриотическое воспитание нацелено на решение следующих задач: обогатить знания обучающихся о родном крае, Родине – стране, дать знания о символике нашего государства, познакомить с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Можно выделить следующие уровни патриотизма:
1. Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поведения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
2. Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроении, в чувствах, культуре, образе жизни, ценностях.
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:
- формирование патриотического мировоззрения учащихся;
- развитие национального, гражданского самосознания школьников;
- создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);
- разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Основными направлениями патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются:
- Духовно-нравственное – осознание обучающимися в ходе патриотического воспитания социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое направление включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
- Военно-патриотическое – формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом [2].
Для успешной реализации системы мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, в образовательных организациях созданы следующие условия:
- воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- тематические классные часы;
- проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
- изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- кружковая работа: основы программирования, легоконструирование, вокал, туризм;
- проведение общешкольных мероприятий;
- проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;
- военно-спортивные игры, огневая подготовка, строевая;
- участие в конференциях, конкурсах.
Главной целью этих мероприятий является раскрытие обучающимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к родному краю», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у обучающихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.
Уроки истории, обществознания позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. Особое внимание уделяется музеям боевой славы.
Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.
1. Bolotina, T. V. Tendencii razvitiya grazhdansko-patrioticheskogo obrazovaniya v RF / T. V. Bolotina, T. G. Novikova // Metodist. – 2012. – № 1.
2. Ogonovskaya, I. S. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v sisteme obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya: soderzhanie, napravleniya, metody, formy: metod. posobie dlya pedagogov / I. S. Ogonovskaya. Ekaterinburg: OOO «Shkol'nyy format», 2016. – 176 s.