студент
Россия
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. В статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания. Выделены основные уровни патриотизма и условия для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося
патриотическое воспитание, принципы патриотического воспитания, активная гражданская деятельность, школьники
Развивающемуся обществу нужны не только образованные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее нравственные достижения [1].
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств должна быть систематической и планомерной.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию обучающихся в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой деятельный вклад в его процветание.
Принципы патриотического воспитания: вариативность, свобода плюрализма, гуманизация, социальная востребованность, демократизация, культуросообразность. Патриотическое воспитание нацелено на решение следующих задач: обогатить знания обучающихся о родном крае, Родине – стране, дать знания о символике нашего государства, познакомить с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Можно выделить следующие уровни патриотизма:
1. Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поведения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
2. Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроении, в чувствах, культуре, образе жизни, ценностях.
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:
- формирование патриотического мировоззрения учащихся;
- развитие национального, гражданского самосознания школьников;
- создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);
- разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Основными направлениями патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются:
- Духовно-нравственное – осознание обучающимися в ходе патриотического воспитания социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое направление включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
- Военно-патриотическое – формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом [2].
Для успешной реализации системы мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, в образовательных организациях созданы следующие условия:
- воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- тематические классные часы;
- проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
- изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- кружковая работа: основы программирования, легоконструирование, вокал, туризм;
- проведение общешкольных мероприятий;
- проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;
- военно-спортивные игры, огневая подготовка, строевая;
- участие в конференциях, конкурсах.
Главной целью этих мероприятий является раскрытие обучающимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к родному краю», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у обучающихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.
Уроки истории, обществознания позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. Особое внимание уделяется музеям боевой славы.
Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.
1. Болотина, Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т. В. Болотина, Т. Г. Новикова // Методист. – 2012. – № 1.
2. Огоновская, И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. – 176 с.