FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The English language provides certain opportunities for the formation of UEA. The modern system of teaching English is characterized by the fact that the content of training includes an activity compo-nent: activities that include specific universal learning activities that ensure the creative application of knowledge to solve life problems, and initial self-education skills. The article presents methods for the formation of communicative UEA

Keywords:
universal educational actions, communicative universal educational actions, communication, for-mation
Text
Text (PDF): Read Download

Основной проблемой общеобразовательной школы является необходимость сформировать у обучающихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД). УУД необходимы для того, чтобы научить обучающихся учиться.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим каждый из них подробно.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, включая в себя: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное выделение, поиск информации, структурирование знаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе иностранного языка обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности: аудированиие, говорение, чтение и письмо, где возможно использование различных методов, форм и приемов [4].

Коммуникация – это основная часть общения, и мы на протяжении всей жизни вовлечены в этот процесс.

Коммуникативные УУД – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию обучающихся, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению. Данные действия формируют у обучающихся умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество со взрослыми людьми [3, с. 115-146].

ФГОС представляет содержание и структуру коммуникативных УУД следующими основными аспектами коммуникативной деятельности:

1. Коммуникация как взаимодействие. Данный вид деятельности направлен на учёт позиции собеседника.

2. Коммуникация как сотрудничество. То есть умение согласовать усилия для достижения совместной цели.

3. Коммуникация как коммуникативно-речевые действия. То есть способность передавать информацию другим людям [1].

Основными компонентами коммуникативных УУД являются:

- информационно-коммуникативный (обмен информацией);

- интерактивный (обмен действиями);

- перцептивный (взаимопонимание).

К основным видами коммуникативных УУД относятся: проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками; поиск и сбор информации; разрешение конфликтов; способность точно и правильно формулировать свои идеи; владение монологической и диалогической формами речи [2, с. 4].

На уроках английского языка обучающиеся учатся:

- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;

- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;

- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.

Следующие методы служат примером для формирования коммуникативных УУД: аудирование:

1. Послушайте аудиозапись и ответьте на вопросы:

- Прослушайте диалог и ответьте на вопросы (Вербицкая М. 9 класс тема «Join the Club»);

2. Послушайте аудиозапись, в которой разные люди высказывают свое мнение о внешности и моде. Сопоставьте говорящих с их утверждениями (Вербицкая М. 9 класс тема «Keeping up-to-date»).

3. Прослушайте текст и в парах составьте диалог по содержанию текста используя речевые клише.

Рассмотрим методы, формы и приемы для формирования коммуникативных УУД, говорение:

Различные виды диалогов:

-диалог-расспрос,

- диалог-побуждение;

- диалог-этикет

Пример диалога:

• разыграйте ситуацию. Студент 1: вы – сестра Фары Китин. Вы встретили папу девочки, которую сбили. Объясните, как все произошло, и как вы сожалеете в случившемся. Объясните, что наказание вашей сестры справедливо. Студент 2: вы – папа Мейри. Вы встречаете сестру Фра Китин. Спросите, как произошла авария, и почему водитель не остановился, чтобы помочь. Объясните, почему вы считаете, что наказание не справедливо (Вербицкая М. 9 класс тема «An eye for an eye»).

Также для формирования коммуникативных УУД возможно использование: проблемной дискуссии. Дискуссии на основе обмена мнениями в таких формах как:

- круглые столы

- дебаты

- конференции

Примером могут служить:

Дискуссия по теме: «Человек и природа», «Идти в ногу со временем», «Страны изучаемого языка».

Проблемная дискуссия всегда имеет целевое назначение, а именно вовлечение обучающихся в поиск истины, стимулирование собственных открытий, собственных суждений.

Следует отметить, что для формирования коммуникативных УУД можно использовать различные виды коммуникативно-направленных упражнений:

- респонсивные упражнения;

- ситуативные упражнения;

- дискутивные упражнения;

- композиционные упражнения;

- инициативные упражнения;

Следующие упражнения способствуют эффективному формированию коммуникативных УУД, а именно в чтении:

• Прочитайте вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

• Прочитайте про себя и передайте содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Развивать навыки говорения необходимо посредством ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности и инсценировки различных ситуаций, эти методы предполагают обучение общению через общение.

References

1. Subbotina, N. A. Priemy razvitiya tvorcheskih sposobnostey pervoklassnikov kak sredstvo nachal'nogo formirovaniya ih kommunikativnoy kompetentnosti // Permskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014 №5. – Tekst: elektronnyy. – URL: http: // cyberleninka. ru/article / n/priyomy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey -pervoklassnikov-kak-sredstvo-nachalnogo-formirovaniya-ih-kommunikativnoy- kompetentnosti (data obrascheniya: 15.04.2024).

2. Loktionova, I. Yu. Razvitie kommunikativnoy sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii/I.Yu. Loktionova // Nachal'naya shkola. – 2010. – № 12. – S. 4-9.

3. Gutnik, I. Yu. Gumanitarnye tehnologii pedagogicheskoy diagnostiki v mezhdisciplinarnom kontekste / I. Yu. Gutnik. – SPb.: Knizhnyy Dom, 2008. – 248 c.

4. Asmolov, A. G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe poni-manie razvitiya cheloveka / A.G. Asmolov. – M.: Akademiya, 2007. – 234 s.

Login or Create
* Forgot password?