Abstract and keywords
Abstract (English):
The study identified key indicators that can be used to assess the effectiveness of supply chains. Based on these, a concept was developed that can be used to refine the practice of defining supply chains taking into account the requirements of the organization's customers

Keywords:
supply chain, supplier, consumer, customer needs, competitive environment, goods and ser-vices
Text
Text (PDF): Read Download

Проектирование эффективной цепочки поставок является важной базовой способностью организации, поскольку она обеспечивает конкурентоспособность в современных экономических условиях. В настоящее время конкуренция между организациями смещается к конкуренции между цепочками поставок, а ее проектирование является ключевым инструментом для обеспечения эффективности и результативности деятельности [1, 2].

Управление цепочками поставок (SCM) – это комплекс бизнес-процессов, развивающийся в ответ на изменения в деловой среде для преодоления проблем, с которыми сталкиваются организации, путем интеграции связей между поставщиками и потребителями в единое целое [3]. Поэтому важно правильно структурировать цепочку поставок и решить, какой будет ее конфигурация. Должны быть определены участники цепочки поставок и задачи, а также распределение ресурсов между участниками, и какие процессы будут выполняться на каждом этапе. Проектирование цепочки поставок подразумевает выявление и объединение группы организаций с компетенциями, которые дополняют друг друга.

SCM – это сложная задача, которая включает в себя согласование возможностей цепочки поставок с потребностями клиентов, тем самым создавая ценность для конечного потребителя и прибыли для всех заинтересованных сторон цепочки поставок. Роль SCМ заключается в предоставлении оптимальной платформы для эффективного и действенного проектирования структуры цепочки поставок. Изменения в модели могут повысить производительность, а отсутствие формальной концепции привести к разбалансированию функционирования, и невыполнению планов по экономическим показателям. Если организации не занимаются проектированием цепочек поставок, они развиваются на основе ряда процессов, которые осуществляются независимо, и это приводит к снижению производительности. Основная проблема при оценке результатов заключается в сложной структуре поставок. Анализ цепочки поставок компонентов может стать первым шагом организации к повышению производительности, что в условиях текущей экономической ситуации является актуальным, потому что низкий показатель означает отставание от конкурентов и утрату рынка сбыта производимой продукции [4].

Цепочку поставок можно определить как систему, состоящую минимум из трех элементов (организаций), напрямую связанных видами деятельности (потоками) между производителями, поставщиками и потребителями. Цепочка поставок обычно представляет собой конфигурации большего количества организаций, которые образуют сеть, где выделяют три основных потока: информационный, финансовый и поток товаров и услуг. Результативность управления ими заключается в синхронизации всех трех потоков цепочки поставок с целью эффективного функционирования бизнес-процессов «от закупки сырья до сбыта готовой продукции» для удовлетворения потребностей клиентов (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1Этапы проектирования цепочки поставок

 

 

Этап 1. В конкурентных условиях функционирования организации заинтересованы в построении эффективной цепочки поставок, ориентированной на спрос, для быстро реагирования на меняющиеся требования клиентов. Поэтому понимание рынка и потребностей клиентов, является критически важным аспектом разработки эффективной стратегии цепочки поставок.

В зависимости от сегментов рынка, обслуживаемых организацией, и цепочек поставок, будет существовать ассортимент товаров и услуг, а также потребности клиентов в доступности, времени реагирования, требуемом качестве, определенном количестве и ценовом диапазоне. По этой причине организации должны разрабатывать стратегию цепочки поставок, которая наилучшим образом соответствует потребностям и запросам клиентов, принимая во внимание связанную с этим неопределенность спроса. Если классифицировать товары и услуги в соответствии с моделями спроса, то можно выделить функциональные и инновационные продукты (таблица 1), каждый из которых будет требовать определенного подхода к проектированию цепочки поставок.

 

 

Таблица 1 – Основные различия между функциональными и инновационными товарами и услугами

 

Группы товаров и услуг

Характеристика

Функциональные

Инновационные

Спрос

Стабильный, предсказуемый

Переменный, трудно прогнозируемый

Продолжительность жизненного

цикла

Длительный

Непродолжительный

Рентабельность

Низкая

Высокая

Ошибка прогноза

Низкая

Высокая

Процент дефицита

Низкий

Высокий

Вероятность устаревания

Низкая

Высокая

Время выполнения заказа

Длительное

Короткое

Объем производства

Большой

Малый

Стоимость запасов

Низкая

Высокая

Ассортимент продукции

Широкий ассортимент

Ассортиментный минимум

Неопределенность спроса

Низкая

Высокая

 

 

Этап 2. Стратегию цепочки поставок можно определить как подход, необходимый для интеграции всех видов деятельности посредством улучшения взаимодействия элементов логистической системы с целью достижения конкурентного преимущества организации.

 

 

 

Рисунок 2Эффективная и гибкая цепочки поставок [5]

 

Рисунок 3Концептуальная основа для анализа цепочки поставок [5]

 

 

Стратегии в цепочках поставок могут быть разработаны так, чтобы повысить их эффективность или результативность, путём оптимизации различных аспектов. Эффективная цепочка поставок также известна как «бережливая» – будет применяться в случае стабильных продаж и реализации функциональных товаров и услуг, а результативная или гибкая цепочка поставок – для товаров и услуг с неопределенным спросом (инновационные). Функциональная схема «бережливой» и гибкой цепочек поставок отражена на рисунке 2 [5].

Этап 3. Ключевым процессом на третьем этапе проектирования является принятие решения о том, какой тип партнерства наиболее подходит для конкретных отношений, поэтому определяются роли и обязанности отдельных участников цепочки поставок. Сотрудничество только с критически важными участниками цепочки поставок позволяет организации обмениваться соответствующей информацией и концентрировать свое время и ресурсы на управлении первостепенными звеньями процесса, что повышает их производительность.

На основе проведенного исследования этапов проектирования цепочки поставок, представим концептуальную модель (рисунок 3), с помощью которой организации могут анализировать функционирование цепочек поставок и определять, соответствуют ли их практики установленным организационным целям [5-8].

Из рисунка 3 видно, что организации должны иметь представление о своих клиентах и их потребностях. Организации, которые имеют низкие издержки и предсказуемый рыночный спрос, должны использовать стратегию эффективной цепочки поставок. С другой стороны, организации, которые имеют высокий уровень обслуживания и непредсказуемый рыночный спрос, должны использовать стратегию гибких цепочек поставок. Также организации должны установить, есть ли у них ценностное предложение и основные компетенции для удовлетворения потребностей своих конечных потребителей. «Бережливые» цепочки поставок должны фокусироваться на KPI, которые измеряют затраты и эффективность управления финансовыми потоками организации, в то время как гибкие цепочки поставок должны фокусироваться на показателях, которые измеряют надежность, оперативность и гибкость поставок.

Усиление конкуренции, быстрое старение уникальных продуктов и технологий, оказывает большое влияние на функционирование современных предприятий и их конкурентоспособность. Предложенный алгоритм анализа концепции организации производственного цикла и цепочек поставок позволит эффективно осуществить перестройку деятельности, интенсивно развиваться и внедрять новые технологии [9, 10].

References

1. Lebedeva, O. A. Mnogoetapnye si-stemy perevozki v upravlenii cepochkami postavok / O. A. Lebedeva. – Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye tehnologii i nauchno-tehnicheskiy progress. – 2024. – № 11. – S. 220-221.

2. Kazimirov, A. O. Zadachi territorial'nogo razmescheniya logisticheskoy infrastruktury v gorodah / A. O. Kazimirov, A. Yu. Mihaylov. – Tekst : neposredstvennyy // V sbornike: Aviamashinostroenie i transport Sibiri. Sbornik statey IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Irkutskiy nacional'nyy issledovatel'skiy tehnicheskiy universitet. – 2017. – S. 351-355.

3. Madera, A. G. Upravlenie setyami i cepyami postavok modelirovanie i optimizaciya biznes-processov i cepey postavok pri neopredelennosti / A. G. Madera. – Tekst : neposredstvennyy // Integrirovannaya logistika. – 2015. – № 1. – S. 2-4.

4. Zokaei, K. Achieving consumer fo-cus in supply chains / K. Zokaei, P. Hines // International Journal of Physical Distribution and Logistics Management. – 2007. – Vol. 37(3). – pp. 223-247.

5. Nel, J. D. Supply chain design: some critical questions / J. D. Nel, J.A. Badenhorst-Weiss // Journal of Transport and Supply Chain Management. – 2010. – pp. 198–223.

6. Defee, C. C. Applying the strategy-structure-performance paradigm to the sup-ply chain environment / C. C. Defee, T. P. Stank // International Journal of Logistics Management. – 2005. – Vol. 16(1). – pp. 28-50.

7. Lebedeva, O. A. Strategicheskoe planirovanie gruzopotokov na osnove modeli raspredeleniya produktov // O. A. Le-bedeva, V. E. Gozbenko. – Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye tehnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovanie. – 2020. – № 4 (68). – S. 183-189.

8. Lebedeva, O. A. Cost optimization of intermodal freight transportation in the transport network / Lebedeva O.A., Pol-tavskaya J.O. // V sbornike: Journal of Phys-ics: Conference Series. 13. Ser. "Computer-Aided Technologies in Applied Mathematics". – 2020. – S. 012033.

9. Kolesnik, M. N. Primenenie dinamicheskoy transportnoy zadachi s zaderzhkami dlya soglasovaniya ritmov raboty postavschikov i perevozchikov / M. N. Kolesnik. – Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2009. № 1 (37). S. 63-65.

10. Sharov, M. I. Vliyanie trans-portnogo zonirovaniya na funkcionirovanie marshrutnoy seti goroda / M. I. Sha-rov, O. A. Lebedeva. – Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye tehnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovanie. – 2019. – № 2 (62). – S. 196-202.

Login or Create
* Forgot password?