Russian Federation
The paper presents the regulatory framework, the structure of labor protection in Germany, de-fines the achievements of trade unions and their impact on the safety and health of workers
labor protection, trade union, regulatory framework
Состояние системы охраны труда во всех странах мира является одним из главных показателей социального благополучия. Не является исключением в этом ряду и Германия. Законодательство Федеративной Республики Германия (ФРГ) не содержит определения понятия «охраны труда». В то же время п. 1 ст. 1 Закона «Об осуществлении мер по охране труда в целях повышения безопасности и здоровья работников на рабочем месте» от 07.08.1996 (Закон об охране труда) устанавливает обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочем месте с помощью мер по охране труда и улучшению его условий. Мерами по обеспечению безопасности труда, согласно п. 1 ст. 2 Закона об охране труда, признаются меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и устранению угроз для здоровья работников, в том числе меры гуманной организации труда [1]. Исходя из этих положений, следует, что законодательство ФРГ принимает охрану труда как систему мер, направленную на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья работников. Немецкая система охраны труда подразделяется на два направления: государственное и профсоюзное. Оба направления действуют одновременно и имеют различные функции, которые в свою очередь закреплены трудовым и социальным законодательством.
Государственное направление курируется Министерством труда и социальных вопросов (Bundesministerium für Arbeitund Soziales, BMAS), к основным задачам которого относятся:
– подготовка законопроектов, административных распоряжений, правил государственных комитетов в области охраны труда;
– формирование документации;
– контроль за выполнением законодательства;
– курирование работы земельных федеральных органов;
– инициирование разносторонней исследовательской работы по охране труда;
– консультирование Государственного ведомства по охране труда и трудовой медицине (BAuA).
В Германии есть 16 федеральных земель, при этом каждая имеет свое собственное министерство по труду, государственные наблюдательные учреждения по каждой отрасли производства и органы по охране труда. Все эти учреждения в обязательном порядке должны внедрять законы и предписания федерального Министерства и осуществлять контроль за их исполнением.
Профессиональное страхование –направление системы охраны труда, которое заключается в объединении всех предпринимателей Германии в профессиональные сообщества (Berufsgenossenschaft, BG). Профессиональные сообщества организовываются по территориально – отраслевому принципу. Основной функцией профессиональных сообществ является страхование ответственности предпринимателей за случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Также к их деятельности относится контроль, регулирование и поддержание мероприятий по охране труда на любом предприятии, независимо от организационно – правой формы, то есть обеспечение условий труда, исключающих травмирование работников. Финансируются профессиональные сообщества только из членских или страховых взносов предприятий. На текущий момент самой крупной и влиятельной профсоюзной организацией Германии является Объединение немецких профсоюзов (ОНП) (Deutscher Gewerkschafts bund, DGB). Она объединяет 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов. В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льгот, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола [2]. В Объединении немецких профсоюзов существует принцип: одна отрасль – один профсоюз. Восемь профсоюзов-членов – это отраслевые профсоюзы, которые объединяют в рамках своей организации всех работников соответствующей отрасли, предприятий или ведомств. Вследствие слияний и объединений возникли крупные многоотраслевые профсоюзы. Реструктуризация отраслей, дублирование полномочий или появление новых видов промышленности (компьютерные технологии, солнечная и ветровая энергетика) в последние годы все чаще приводят к проблемам разграничения сферы деятельности и к конфликтам между отдельными профсоюзами-членами. Но по большому счету отраслевой принцип все еще остается главенствующим в организации профсоюзов. ОНП состоит из следующих профсоюзов [2,3]:
– Промышленный профсоюз «Строительство-Аграрное хозяйство-Экология» (IG Bauen-Agrar-Umwelt);
– Промышленный профсоюз «Горное дело, Химическая промышленность, Энергетика» (IG Bergbau, Chemie,Energie);
– Профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft);
– Промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall);
– Профсоюз «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten);
– Профсоюз полиции (Gewerkschaft-der Polizei);
– Профсоюз железнодорожников TRA
NSNET;
– Объединённый профсоюз работников сферы услуг (Verdi).
Результаты работы ОНП:
1. Профсоюзы добились законодательного закрепления принципа совместного принятия решения на рабочих местах - через выборные производственные советы в соответствии с трудовым законодательством, а на предприятиях - через представителей работников в наблюдательных советах.
2. Профсоюзы добились повышения заработной платы и хороших окладов для многих работников через коллективные договоры. Они обеспечивают заработную плату и справедливые условия труда.
3. С 1970 года действует следующее положение: если работник болеет дома, то работодатель продолжает выплачивать зарплату в течение 6 недель, а если заболевание на более длительный срок, то - пособие по болезни выплачивают из больничной кассы.
4. 8-часовой день и 40-часовая неделя в Законе о рабочем времени - это минимальные стандарты, которые стали результатом десятилетий борьбы профсоюзов.
5. Работники имеют право на несколько недель отпуска с сохранением полной заработной платы.
6. За законные права беременных женщин, получающих заработную плату, в Германии боролись именно профсоюзы и добились того, что Закон о защите материнства на сегодняшний день регулирует защиту беременных женщин от опасностей и чрезмерной нагрузки на работе.
7. Профсоюзы добились законодательной защиты от увольнений. Ни один работодатель не имеет права произвольно увольнять работников. При наличии производственного совета с ним должны проводиться консультации по вопросам увольнения.
8. Минимальная заработная плата, установленная законом, действует с 1 января 2015 года.
9. Профсоюзы Германии представляют интересы работников в органах самоуправления по медицинскому страхованию, пенсионному страхованию, страхованию по безработице, уходу за больным и страхованию от несчастных случаев на производстве.
10. Количество несчастных случаев на производстве сейчас ниже, чем когда-либо. Это также является успехом работы профсоюзов в ассоциациях страхования ответственности работодателей и в Федеральном институте охраны труда.
11. Германия имеет уникальную в мире систему профессионального обучения. Эта «двойная система» была разработана профсоюзами совместно с работодателями. Профсоюзы добились права на повышение квалификации для многих работников. Условия для этого они оговаривали в коллективных договорах. Особым успехом профсоюзов является оплачиваемый учебный отпуск почти во всех федеральных землях.
Система законодательства в области охраны труда в Германии состоит из блока федеральных законов, основными из них являются [4]:
- Закон «Об осуществлении мер по охране труда в целях повышения безопасности и здоровья работников на рабочем месте» (нем. «Gesetziiberdie Durchfurungvom Mafinahmendes Arbeitsschutzeszur Verbesseru-ngder Sicherheitunddes Gesundheitsschutzesder Beschaftigtenbeider Arbeit» «Arbeitsschutz-gesetz» - ArbSchG) от 07.08.1996 (с изм. 15.07.2024).
- Закон «О безопасности техники и продукции» (нем. Produktsicherheitsgesetz – ProdSG) от 27.07.2021.
- Седьмая книга Социального кодекса - Обязательное страхование от несчастных случаев (нем. SiebtesBuchSozialgesetzbuch - GesetzlicheUnfallversicherung) от 07.08.1996(с изм. 22.03.2024).
- Закон о врачах предприятия, инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда (нем. GesetzüberBetriebsärzte, Sicherheitsingenieure und andereFachkräftefürArbeitssicherhei, ASiG) от 12.12.1973 (сизм.20.04.2013).
- Постановление «От защиты от опасных веществ» (Gefahrstoffverordnung – GefStoffV) от 26.11.2010 (изм.21.07.2021).
- Постановление «О рабочих местах».
Также отдельные положения об охране труда содержатся в Гражданском кодексе Германии (BürgerlichesGesetzbuch, BGB) от 18.08.1896 (изм. 16.07.2024). Нормы, распространяющиеся на трудовые отношения, содержатся в разделе 8 Гражданского Кодекса.
Основным законом, регулирующим вопросы охраны труда, в Германии является Закон об охране труда. Согласно п.1. ст. 1 данного Закона, целью его является обеспечение и совершенствование безопасности и охраны здоровья работников на производстве с помощью мер по гигиене и безопасности труда. Он применяется во всех сферах деятельности. Закон не распространяется на охрану труда домашних работников в частных домах. Также он не распространяется на охрану труда работников морских судов и предприятий, подпадающих под действие Федерального закона о горнодобывающей промышленности.
Статья 4 Закона об охране труда содержит основные принципы мероприятий по охране труда, которые должен проводить работодатель:
1. Работа должна быть организована так, чтобы исключить риски для жизни, физического и психического здоровья и свести к минимуму любые остающиеся риски.
2. Борьба с опасностями должна вестись в их источнике.
3. Должны быть мероприятия, учитывающие состояние оборудования, медицины и гигиены труда, а также другие эргономические данные.
4. Принимаемые меры должны планироваться с целью правильной увязки технологии, организации труда, социальных отношений и влияния окружающей среды на рабочее место.
5. Необходимо учитывать особые риски для особо уязвимых групп работников.
6. Работники должны получать и выполнять работу в соответствии с инструкциями.
7. Косвенное или прямое действующее регулирование разделения по половому признаку допускается только в том случае, если это явно требуется, исходя из биологических оснований.
Статья 5 Закона об охране труда предусматривает общие условия оценки условий труда. Исходя из этих условий, работодатель должен определять уровень опасности, связанной с трудом работников, и меры, необходимые для защиты труда.
При одинаковых условиях труда достаточно оценки одного рабочего места или одного вида деятельности. При этом необходимо учитывать, что опасность может возникнуть вследствие следующих причин:
1. Недостатки в конструкции и оборудовании рабочего места.
2. Физические, химические и биологические воздействия.
3. Проектирование, выбор и использование рабочего оборудования, в частности, рабочих материалов, машин, устройств и систем, а также обращение с ними.
4. Организация труда и производственных процессов, последовательность работ, рабочее время и их взаимодействие.
5. Недостаточная квалификация и инструктаж работников.
6. Психологическое напряжение на работе.
В Законе об охране труда уделено внимание вопросу о наличии у работодателя обязательного перечня документов по охране труда. В целях разработки надлежащих мер по охране труда работодатель должен иметь в своем распоряжении соответствующие документы о виде деятельности и количестве работников, из которых видны результаты оценки уровня угрозы жизни и здоровью наемных работников на производстве, проведенные работодателем меры по защите труда и результаты проверки [4]. Если иное не определено в других законодательных актах, вышеприведенные положения закона о необходимой документации по охране труда действует для работодателей, у которых работает 10 или меньше работников, с определенными изъятиями и исключениями. В этих случаях компетентные органы власти, ведущие свою деятельность в сфере охраны труда, могут при наличии особо опасных ситуаций издавать собственные распоряжения об обязательном перечне документации, связанной с охраной труда. Подобные правила могут применяться к работодателям, где заняты работники, работающие неполный рабочий день, работники с регулярным недельным рабочим временем не более 20 часов, что составляет 50 % от полного рабочего дня, или не более 30 часов, что составляет 75 % от полного рабочего дня [4].
Согласно статье 15 Закона об охране труда работники обязаны заботиться о своей безопасности и здоровье на производстве в меру своих возможностей и в соответствии с инструкциями и указаниями работодателя. Также согласно п. 16 Закона об охране труда работники должны немедленно сообщать работодателю или ответственному руководителю работ о любой выявленной ими угрозе для здоровья и безопасности, а также о любых дефектах, обнаруженных в защитных системах.
В Законе об охране труда имеется важный раздел, связанный с общей стратегией ФРГ в области охраны труда и техники безопасности. В соответствии с положениями этого раздела Федеративная Республика Германия, федеральные земли как субъекты федерации и страховщики от несчастных случаев на производстве обязуются разрабатывать в интересах охраны труда работников общую стратегию ФРГ по защите труда и гарантируют ее реализацию и продвижение.
Учитывая соблюдение поставленных этими органами задач, в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и иных производственных угроз здоровью работников, а также в целях создания благоприятных условий нормальной работы на производстве Федеративная Республика Германия, федеральные земли и страховщики от несчастных случаев на производстве обязуются оказывать содействие достижению целей общей стратегии ФРГ по защите труда [4]. Стратегия включает в себя следующее:
1. Развитие общих целей в области охраны труда и определение приоритетных областей деятельности для рабочих программ и их реализация в соответствии с едиными принципами.
2. Оценка целей, областей деятельности и рабочих программ в области охраны труда с использованием соответствующих показателей.
3. Определение скоординированного подхода земельных органов, ответственных за безопасность и гигиену труда, и учреждений по страхованию от несчастных случаев к консультированию и мониторингу компаний.
4. Разработка понятного, четкого и согласованного свода правил и норм.
1. Buyanova M.O. Ponyatie ohrany truda v Rossii i Germanii: sravnitel'nyy aspekt // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2016. №4. – Tekst: elektronnyy// URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/ponyatie-ohrany-truda-v-rossii-i-germanii-sravnitelnyy-aspekt.pdf (data obrascheniya: 15.09.2024).
2. Dribbush H., Birke P. Profsoyuzy v Federativnoy Respublike Germaniya. Organizaciya, ramochnye usloviya, vyzovy. 26 s. – Tekst: elektronnyy// URL: https: //studylib.ru/doc/2571212/profsoyuzy-v-federativnoj-respublike-germaniya (data obrascheniya: 08.09.2024).
3. Ob'edinenie nemeckih profsoyuzov. – Tekst: elektronnyy// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrascheniya: 15.09.2024).
4. Klishin A.A. Trudovoe pravo za-rubezhnyh stran. Germaniya: uchebnik / A.A. Klishin, A.A. Shugaev. - M.: Yurayt, 2019. Moskva.– 188. s. – Tekst: elektronnyy// URL: https://urait.ru/bcode/542023 (data obrascheniya: 20.09.2024).