Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлена нормативно-правовая основа, структура охраны труда в Германии, определены достижения работы профсоюзов и их влияние на безопасность и здоровье работников

Ключевые слова:
охрана труда, профсоюз, нормативно-правовая база
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Состояние системы охраны труда во всех странах мира является одним из главных показателей социального благополучия. Не является исключением в этом ряду и Германия. Законодательство Федеративной Республики Германия (ФРГ) не содержит определения понятия «охраны труда». В то же время п. 1 ст. 1 Закона «Об осуществлении мер по охране труда в целях повышения безопасности и здоровья работников на рабочем месте» от 07.08.1996 (Закон об охране труда) устанавливает обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочем месте с помощью мер по охране труда и улучшению его условий. Мерами по обеспечению безопасности труда, согласно п. 1 ст. 2 Закона об охране труда, признаются меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и устранению угроз для здоровья работников, в том числе меры гуманной организации труда [1]. Исходя из этих положений, следует, что законодательство ФРГ принимает охрану труда как систему мер, направленную на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья работников. Немецкая система охраны труда подразделяется на два направления: государственное и профсоюзное. Оба направления действуют одновременно и имеют различные функции, которые в свою очередь закреплены трудовым и социальным законодательством.

Государственное направление курируется Министерством труда и социальных вопросов (Bundesministerium für Arbeitund Soziales, BMAS), к основным задачам которого относятся:

– подготовка законопроектов, административных распоряжений, правил государственных комитетов в области охраны труда;

–   формирование документации;

–   контроль за выполнением законодательства;

–   курирование работы земельных федеральных органов;

–   инициирование разносторонней исследовательской работы по охране труда;

–   консультирование Государственного ведомства по охране труда и трудовой медицине (BAuA).

В Германии есть 16 федеральных земель, при этом каждая имеет свое собственное министерство по труду, государственные наблюдательные учреждения по каждой отрасли производства и органы по охране труда. Все эти учреждения в обязательном порядке должны внедрять законы и предписания федерального Министерства и осуществлять контроль за их исполнением.

Профессиональное страхование –направление системы охраны труда, которое заключается в объединении всех предпринимателей Германии в профессиональные сообщества (Berufsgenossenschaft, BG). Профессиональные сообщества организовываются по территориально – отраслевому принципу. Основной функцией профессиональных сообществ является страхование ответственности предпринимателей за случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Также к их деятельности относится контроль, регулирование и поддержание мероприятий по охране труда на любом предприятии, независимо от организационно – правой формы, то есть обеспечение условий труда, исключающих травмирование работников. Финансируются профессиональные сообщества только из членских или страховых взносов предприятий. На текущий момент самой крупной и влиятельной профсоюзной организацией Германии является Объединение немецких профсоюзов (ОНП) (Deutscher Gewerkschafts bund, DGB). Она объединяет 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов. В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льгот, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола [2]. В Объединении немецких профсоюзов существует принцип: одна отрасль – один профсоюз. Восемь профсоюзов-членов – это отраслевые профсоюзы, которые объединяют в рамках своей организации всех работников соответствующей отрасли, предприятий или ведомств. Вследствие слияний и объединений возникли крупные многоотраслевые профсоюзы. Реструктуризация отраслей, дублирование полномочий или появление новых видов промышленности (компьютерные технологии, солнечная и ветровая энергетика) в последние годы все чаще приводят к проблемам разграничения сферы деятельности и к конфликтам между отдельными профсоюзами-членами. Но по большому счету отраслевой принцип все еще остается главенствующим в организации профсоюзов. ОНП состоит из следующих профсоюзов [2,3]:

–   Промышленный профсоюз «Строительство-Аграрное хозяйство-Экология» (IG Bauen-Agrar-Umwelt);

–   Промышленный профсоюз «Горное дело, Химическая промышленность, Энергетика» (IG Bergbau, Chemie,Energie);

–   Профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft);

– Промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall);

–   Профсоюз «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten);

–   Профсоюз полиции (Gewerkschaft-der Polizei);

–   Профсоюз железнодорожников TRA
NSNET;

–   Объединённый профсоюз работников сферы услуг (Verdi).

Результаты работы ОНП:

1. Профсоюзы добились законодательного закрепления принципа совместного принятия решения на рабочих местах - через выборные производственные советы в соответствии с трудовым законодательством, а на предприятиях - через представителей работников в наблюдательных советах.

2. Профсоюзы добились повышения заработной платы и хороших окладов для многих работников через коллективные договоры. Они обеспечивают заработную плату и справедливые условия труда.

3. С 1970 года действует следующее положение: если работник болеет дома, то работодатель продолжает выплачивать зарплату в течение 6 недель, а если заболевание на более длительный срок, то - пособие по болезни выплачивают из больничной кассы.

4. 8-часовой день и 40-часовая неделя в Законе о рабочем времени - это минимальные стандарты, которые стали результатом десятилетий борьбы профсоюзов.

5. Работники имеют право на несколько недель отпуска с сохранением полной заработной платы.

6. За законные права беременных женщин, получающих заработную плату, в Германии боролись именно профсоюзы и добились того, что Закон о защите материнства на сегодняшний день регулирует защиту беременных женщин от опасностей и чрезмерной нагрузки на работе.

7. Профсоюзы добились законодательной защиты от увольнений. Ни один работодатель не имеет права произвольно увольнять работников. При наличии производственного совета с ним должны проводиться консультации по вопросам увольнения.

8. Минимальная заработная плата, установленная законом, действует с 1 января 2015 года.

9. Профсоюзы Германии представляют интересы работников в органах самоуправления по медицинскому страхованию, пенсионному страхованию, страхованию по безработице, уходу за больным и страхованию от несчастных случаев на производстве.

10. Количество несчастных случаев на производстве сейчас ниже, чем когда-либо. Это также является успехом работы профсоюзов в ассоциациях страхования ответственности работодателей и в Федеральном институте охраны труда.

11. Германия имеет уникальную в мире систему профессионального обучения. Эта «двойная система» была разработана профсоюзами совместно с работодателями. Профсоюзы добились права на повышение квалификации для многих работников. Условия для этого они оговаривали в коллективных договорах. Особым успехом профсоюзов является оплачиваемый учебный отпуск почти во всех федеральных землях.

Система законодательства в области охраны труда в Германии состоит из блока федеральных законов, основными из них являются [4]:

  • Закон «Об осуществлении мер по охране труда в целях повышения безопасности и здоровья работников на рабочем месте» (нем. «Gesetziiberdie Durchfurungvom Mafinahmendes Arbeitsschutzeszur Verbesseru-ngder Sicherheitunddes Gesundheitsschutzesder Beschaftigtenbeider Arbeit» «Arbeitsschutz-gesetz» - ArbSchG) от 07.08.1996 (с изм. 15.07.2024).
  • Закон «О безопасности техники и продукции» (нем. Produktsicherheitsgesetz – ProdSG) от 27.07.2021.
  • Седьмая книга Социального кодекса - Обязательное страхование от несчастных случаев (нем. SiebtesBuchSozialgesetzbuch - GesetzlicheUnfallversicherung) от 07.08.1996(с изм. 22.03.2024).
  • Закон о врачах предприятия, инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда (нем. GesetzüberBetriebsärzte, Sicherheitsingenieure und andereFachkräftefürArbeitssicherhei, ASiG) от 12.12.1973 (сизм.20.04.2013).
  • Постановление «От защиты от опасных веществ» (Gefahrstoffverordnung – GefStoffV) от 26.11.2010 (изм.21.07.2021).
  • Постановление «О рабочих местах».

Также отдельные положения об охране труда содержатся в Гражданском кодексе Германии (BürgerlichesGesetzbuch, BGB) от 18.08.1896 (изм. 16.07.2024). Нормы, распространяющиеся на трудовые отношения, содержатся в разделе 8 Гражданского Кодекса.

Основным законом, регулирующим вопросы охраны труда, в Германии является Закон об охране труда. Согласно п.1. ст. 1 данного Закона, целью его является обеспечение и совершенствование безопасности и охраны здоровья работников на производстве с помощью мер по гигиене и безопасности труда. Он применяется во всех сферах деятельности. Закон не распространяется на охрану труда домашних работников в частных домах. Также он не распространяется на охрану труда работников морских судов и предприятий, подпадающих под действие Федерального закона о горнодобывающей промышленности.

Статья 4 Закона об охране труда содержит основные принципы мероприятий по охране труда, которые должен проводить работодатель:

1. Работа должна быть организована так, чтобы исключить риски для жизни, физического и психического здоровья и свести к минимуму любые остающиеся риски.

2. Борьба с опасностями должна вестись в их источнике.

3. Должны быть мероприятия, учитывающие состояние оборудования, медицины и гигиены труда, а также другие эргономические данные.

4. Принимаемые меры должны планироваться с целью правильной увязки технологии, организации труда, социальных отношений и влияния окружающей среды на рабочее место.

5. Необходимо учитывать особые риски для особо уязвимых групп работников.

6. Работники должны получать и выполнять работу в соответствии с инструкциями.

7. Косвенное или прямое действующее регулирование разделения по половому признаку допускается только в том случае, если это явно требуется, исходя из биологических оснований.

Статья 5 Закона об охране труда предусматривает общие условия оценки условий труда. Исходя из этих условий, работодатель должен определять уровень опасности, связанной с трудом работников, и меры, необходимые для защиты труда.

При одинаковых условиях труда достаточно оценки одного рабочего места или одного вида деятельности. При этом необходимо учитывать, что опасность может возникнуть вследствие следующих причин:

1.  Недостатки в конструкции и оборудовании рабочего места.

2.  Физические, химические и биологические воздействия.

3.  Проектирование, выбор и использование рабочего оборудования, в частности, рабочих материалов, машин, устройств и систем, а также обращение с ними.

4.  Организация труда и производственных процессов, последовательность работ, рабочее время и их взаимодействие.

5.  Недостаточная квалификация и инструктаж работников.

6.  Психологическое напряжение на работе.

В Законе об охране труда уделено внимание вопросу о наличии у работодателя обязательного перечня документов по охране труда. В целях разработки надлежащих мер по охране труда работодатель должен иметь в своем распоряжении соответствующие документы о виде деятельности и количестве работников, из которых видны результаты оценки уровня угрозы жизни и здоровью наемных работников на производстве, проведенные работодателем меры по защите труда и результаты проверки [4]. Если иное не определено в других законодательных актах, вышеприведенные положения закона о необходимой документации по охране труда действует для работодателей, у которых работает 10 или меньше работников, с определенными изъятиями и исключениями. В этих случаях компетентные органы власти, ведущие свою деятельность в сфере охраны труда, могут при наличии особо опасных ситуаций издавать собственные распоряжения об обязательном перечне документации, связанной с охраной труда. Подобные правила могут применяться к работодателям, где заняты работники, работающие неполный рабочий день, работники с регулярным недельным рабочим временем не более 20 часов, что составляет 50 % от полного рабочего дня, или не более 30 часов, что составляет 75 % от полного рабочего дня [4].

Согласно статье 15 Закона об охране труда работники обязаны заботиться о своей безопасности и здоровье на производстве в меру своих возможностей и в соответствии с инструкциями и указаниями работодателя. Также согласно п. 16 Закона об охране труда работники должны немедленно сообщать работодателю или ответственному руководителю работ о любой выявленной ими угрозе для здоровья и безопасности, а также о любых дефектах, обнаруженных в защитных системах.

В Законе об охране труда имеется важный раздел, связанный с общей стратегией ФРГ в области охраны труда и техники безопасности. В соответствии с положениями этого раздела Федеративная Республика Германия, федеральные земли как субъекты федерации и страховщики от несчастных случаев на производстве обязуются разрабатывать в интересах охраны труда работников общую стратегию ФРГ по защите труда и гарантируют ее реализацию и продвижение.

Учитывая соблюдение поставленных этими органами задач, в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и иных производственных угроз здоровью работников, а также в целях создания благоприятных условий нормальной работы на производстве Федеративная Республика Германия, федеральные земли и страховщики от несчастных случаев на производстве обязуются оказывать содействие достижению целей общей стратегии ФРГ по защите труда [4]. Стратегия включает в себя следующее:

1. Развитие общих целей в области охраны труда и определение приоритетных областей деятельности для рабочих программ и их реализация в соответствии с едиными принципами.

2. Оценка целей, областей деятельности и рабочих программ в области охраны труда с использованием соответствующих показателей.

3. Определение скоординированного подхода земельных органов, ответственных за безопасность и гигиену труда, и учреждений по страхованию от несчастных случаев к консультированию и мониторингу компаний.

4. Разработка понятного, четкого и согласованного свода правил и норм.

Список литературы

1. Буянова М.О. Понятие охраны труда в России и Германии: сравнительный аспект // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. №4. – Текст: электронный// URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/ponyatie-ohrany-truda-v-rossii-i-germanii-sravnitelnyy-aspekt.pdf (дата обращения: 15.09.2024).

2. Дриббуш Х., Бирке П. Профсоюзы в Федеративной Республике Германия. Организация, рамочные условия, вызовы. 26 с. – Текст: электронный// URL: https: //studylib.ru/doc/2571212/profsoyuzy-v-federativnoj-respublike-germaniya (дата обращения: 08.09.2024).

3. Объединение немецких профсоюзов. – Текст: электронный// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.09.2024).

4. Клишин А.А. Трудовое право за-рубежных стран. Германия: учебник / А.А. Клишин, А.А. Шугаев. - М.: Юрайт, 2019. Москва.– 188. с. – Текст: электронный// URL: https://urait.ru/bcode/542023 (дата обращения: 20.09.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?