ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the proposed article, the adaptation of physical culture for students with disabilities in practi-cal classes is studied and considered, who, for health reasons, have low motor activity and dynamic coordination

Keywords:
adaptation of physical culture, students with disabilities, low motor activity, dynamic coordination
Text

В области адаптивной физической культуры деятельность преподавателей, которые проводят учебные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами, требует глубоких теоретических, так и практических знаний.

Адаптивная физическая культура руководствуется требованиями к профессиональным качествам обучающихся и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Студенты, обучающиеся в вузе, получают на учебных занятиях теоретические знания и практические навыки, которые закрепляются на квалификационной практике.

Практические занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, позволяют расширить круг общения со студентами своей группы. В процессе учебно-тренировочных занятий, таких как игра в шашки, шахматы, дартс, не только расширяется круг общения, но и происходит процесс самосовершенствования.

Такое общение у студентов формирует профессиональное мировоззрение и интерес к занятиям по физическому воспитанию [1].

Нервно-психическое состояние у студентов, имеющихся отклонения в состоянии здоровья (ОВЗ), хорошо определяется организованной двигательной активностью. Особенно велика роль движения в период становления организма. Движение на практических занятиях по физическому воспитанию стимулирует процессы обмена в тканях, что способствует развитию и влияет на рост опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, двигательной, эндокринной и нервной систем.

Авторы (Кольцова М.М., Запорожец А.В. и другие) рассматривают двигательную систему в качестве одного из механизмов целостной, интегративной деятельности мозга, которая имеет влияние на двигательную активность и на развитие различных форм психофизической деятельности.

Поэтому на всех этапах двигательной активности, со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, работа в вузе ведется с учетом их собственной мотивации.

По медицинским отклонениям они имеют пониженную активность и ориентировочную деятельность, где преобладают в основном физиологические особенности в состоянии здоровья. Имеют слабый уровень познавательной деятельности, потребности в самостоятельности, в общении стесняются своих сверстников и т.д.

Динамическая координация у них также неудовлетворительная, при серьезных занятиях двигательной активностью у них нарушена координация движений, гибкость, ловкость и качества на скоростную выносливость. Поэтому обучение таких студентов мы приводим в нормализованный игровой режим, который соответствует фактическому возрастному периоду [2].

С такими студентами на первом курсе практических занятий проводится обучение двигательной активности и применяются методы коррекции способностей.

Эффективное обучение проводится в том случае, если подход к организации занятий будет правильным и систематичным, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Особенно в таком подходе нуждаются студенты с отклонениями состояния здоровья и студенты, занимающиеся в специальных медицинских группах по поддержке и укрепления, сохранения и поддержания физического здоровья.

С годами эта тема становится все актуальнее, поскольку в настоящее время меняются взгляды и отношение занимающихся к занятиям по физической культуре и отношение к проблемам людей с различной нозологической категорией с ограниченными возможностями здоровья. Студенты, имеющие отклонения в здоровье, все чаще себя реализуют и стремятся обеспечить все свои права, без дискриминации [3].

Для качественного образования таких студентов нужно создать в вузе обстановку, где им будет комфортно заниматься. Студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут заниматься со студентами своей группы, но организация их физического воспитания будет иметь свои особенности.

Перед студентами с ОВЗ на занятиях ставятся другие задачи и цели, которые ограничивают их физическую нагрузку. Задачи для преподавателя, проводящего занятия со студентами с ОВЗ:

- изучить заболевания занимающихся и определить к какой группе нозологической категории их отнести;

- на занятиях рассмотреть особенности физического воспитания студентов с ОВЗ;

- разработать на начальном этапе занятий для студентов с ОВЗ общеразвивающие упражнения (ОРУ);

- разработать методику занятий по физической культуре студентам с ОВЗ в основной части занятий;

- разработать комплекс физических упражнений для заключительной части занятий;

- сформулировать выводы о методах по физическому воспитанию для студентов данной группы.

Для начала учебных занятий со студентами с ОВЗ и для решения поставленных задач нами была изучена методика и проанализирована научно-методическая литература.

Студентом с ограниченными возможностями здоровья считается индивид, имеющий физические отклонения, он сохранен интеллектуально, но имеет незначительные отклонения в развитии, препятствующие участвовать в традиционном образовательном процессе. Такие студенты нуждаются в специальных учебных программах и методах обучения.

Учебная дисциплина «Физическое воспитание» в вузе является обязательной и каждый студент, вне зависимости от состояния здоровья имеет право на получение достойного профессионального образования. Именно поэтому эта дисциплина должна быть ориентирована на деятельный и индивидуальный подход в организации учебного процесса.

Студенты с ОВЗ способствуют положительным изменениям в физической и социальных сферах студентов с хорошим показателями здоровья.

Перед началом учебного года студентов с ОВЗ, имеющих медицинские справки, мы распределяем по заключению врача в нозологическую группу или специальную медицинскую группу по состоянию их здоровья. Остальные студенты распределяются в основную или подготовительную группу.

В нашем вузе на кафедре общеобразовательных дисциплин подготовка к занятиям по физическому воспитанию проводится в основном со студентами с ОВЗ, которые имеют незначительные нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата или нарушения эмоционально-волевой сферы. Студенты, имеющие инвалидность первой и второй группы занимаются ЛФК в физкультурно-оздоровительном диспансере с врачами и самостоятельно пишут реферат на тему своего заболевания.

Для студентов с ОВЗ на нашей кафедре сформирован индивидуальный подход к физическому воспитанию, в основе которого лежат различия в нозологии этих студентов и особые образовательные потребности, обусловленные характерными особенностями их организма.

Студенты с незначительными нарушениями зрения имеют потребности слабовидящих, поэтому они после общеразвивающих упражнений занимаются игрой в шахматы, в заключительной части занятий в течение 10% от времени основного занятия выполняются упражнения на гибкость, дыхания и растяжку.

Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата после общеразвивающих упражнений, занимаются игрой в дартс, в заключительной части занятии в течение 10% от времени основного занятия выполняют упражнения на развитие таких физических качеств как гибкость и ловкость.

Преподаватель формирует стоящие перед студентами следующие задачи: в первую очередь предупреждение прогресса болезни, улучшение состояния здоровья, адаптация студентов к внешним факторам. Преподаватель при этом руководствуется научно-обоснованными принципами работы с каждой категорией студентов:

- индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая особенности его организма;

- использование инвентаря и методик по шашкам и шахматам со студентами на время продолжительностью 15 мин;

- предотвращение наступления утомления у студентов, используя чередование умственной нагрузки с практической;

- обязательное выполнение со студентами в конце занятий заключительной части, включающей упражнения на дыхания – «вдох выдох с задержкой 7 секунд»;

- обязательное измерение давления и пульса в конце занятий.

Для преподавателя очень важным является подбор общеразвивающих упражнений, выполняемых перед началом занятий, использование правильно дозированной физической нагрузки, выбор рациональных методов, исходя из состояния здоровья и с учетом имеющихся медицинских противопоказаний. Перед началом занятий составляется комплекс физических общеразвивающих упражнений в подготовительной части.

Основное действие разминки состоит из различных видов ходьбы в течение 1-2 минуты (с широкой амплитудой движениями, различным положением рук, движения и дыхание ритмичные).

Приседания (динамические, комбинированные, включаются дополнительные действия, требующие сосредоточения внимания, в момент приседания выполняется выдох, при вставании вдох). Темп выполнения этих упражнений средний, повторов 6 – 8 раз.

Прыжки (выполняются с различными движениями рук, требующими сосредоточения внимания, заканчиваются эти упражнения замедляющейся ходьбой и дыхательными упражнениями). Темп выполнения этих упражнений средний, повторы – 4 раза.

Наклоны вперед и повороты туловища, характер и способ выполнения средний, повтор – 8 раз. Наклоны динамические, средней координационной сложности, могут быть обычными и пружинящими. Далее выполняется удлиненный выдох продолжительностью 4 сек. и короткий вдох – 2 сек.

Маховые движения для мышц туловища, рук, ног (широкая амплитуда движений, с элементом расслабления конечностей, состоят из ассиметричных движений, требующих сосредоточения внимания, упражнений «руки вверх», после опустить ладонями достать пол и задержать на вдохе 7 сек).

Упражнения на координацию и внимание (среднекоординационные, требующие значительного сосредоточения внимания) начинаются медленно, ускоряются до быстрого и заканчиваются в среднем темпе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Физическое воспитание в вузе для студентов с ОВЗ и имеющих свои нозологические особенности, предполагает в первую очередь поддержку преподавателя и своих одногруппников в процессе достижения положительной динамики в их оздоровлении. Поэтому преподаватель обязательно составляет комплекс физических упражнений, дозирует физическую нагрузку и способствует успешной интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс. Улучшению реабилитации и состояния здоровья студентов с ОВЗ будут способствовать также правильно подобранные физические упражнения, повышающие двигательную активность и физическую подготовленность.

References

1. Kochura, A. S. Adaptivnaya gruppa v VUZe. Osobennosti zanyatiy fizicheskoy kul'turoy / A. S. Kochura, D. D. Nizamova – Tekst : neposredstvennyy // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. – 2019. - № 2(31). – S. 392–395.

2. Matyavina, S. I. Rol' adaptivnoy fizicheskoy kul'tury v sostoyanii zdorov'ya studentov v vuzah / S. I. Matyavina – Tekst : neposredstvennyy // Al'manah molodoy nauki. - 2021. – № 3(42). – S. 13–15.

3. Muntyan, S. I. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura kak osoboe sredstvo fizicheskoy reabilitacii / S. I. Muntyan – Tekst : neposredstvennyy // Modern Science. – 2022. – № 122. – S. 134–136.

Login or Create
* Forgot password?