В предлагаемой статье изучена и рассмотрена адаптация физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья на практических занятиях, которые по состоянию здоровья имеют низкую двигательную активность и динамическую координацию
адаптация физической культуры, студенты с ограниченными возможностями здоровья, низкая двигательная активность, динамическая координация
В области адаптивной физической культуры деятельность преподавателей, которые проводят учебные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами, требует глубоких теоретических, так и практических знаний.
Адаптивная физическая культура руководствуется требованиями к профессиональным качествам обучающихся и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Студенты, обучающиеся в вузе, получают на учебных занятиях теоретические знания и практические навыки, которые закрепляются на квалификационной практике.
Практические занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, позволяют расширить круг общения со студентами своей группы. В процессе учебно-тренировочных занятий, таких как игра в шашки, шахматы, дартс, не только расширяется круг общения, но и происходит процесс самосовершенствования.
Такое общение у студентов формирует профессиональное мировоззрение и интерес к занятиям по физическому воспитанию [1].
Нервно-психическое состояние у студентов, имеющихся отклонения в состоянии здоровья (ОВЗ), хорошо определяется организованной двигательной активностью. Особенно велика роль движения в период становления организма. Движение на практических занятиях по физическому воспитанию стимулирует процессы обмена в тканях, что способствует развитию и влияет на рост опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, двигательной, эндокринной и нервной систем.
Авторы (Кольцова М.М., Запорожец А.В. и другие) рассматривают двигательную систему в качестве одного из механизмов целостной, интегративной деятельности мозга, которая имеет влияние на двигательную активность и на развитие различных форм психофизической деятельности.
Поэтому на всех этапах двигательной активности, со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, работа в вузе ведется с учетом их собственной мотивации.
По медицинским отклонениям они имеют пониженную активность и ориентировочную деятельность, где преобладают в основном физиологические особенности в состоянии здоровья. Имеют слабый уровень познавательной деятельности, потребности в самостоятельности, в общении стесняются своих сверстников и т.д.
Динамическая координация у них также неудовлетворительная, при серьезных занятиях двигательной активностью у них нарушена координация движений, гибкость, ловкость и качества на скоростную выносливость. Поэтому обучение таких студентов мы приводим в нормализованный игровой режим, который соответствует фактическому возрастному периоду [2].
С такими студентами на первом курсе практических занятий проводится обучение двигательной активности и применяются методы коррекции способностей.
Эффективное обучение проводится в том случае, если подход к организации занятий будет правильным и систематичным, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Особенно в таком подходе нуждаются студенты с отклонениями состояния здоровья и студенты, занимающиеся в специальных медицинских группах по поддержке и укрепления, сохранения и поддержания физического здоровья.
С годами эта тема становится все актуальнее, поскольку в настоящее время меняются взгляды и отношение занимающихся к занятиям по физической культуре и отношение к проблемам людей с различной нозологической категорией с ограниченными возможностями здоровья. Студенты, имеющие отклонения в здоровье, все чаще себя реализуют и стремятся обеспечить все свои права, без дискриминации [3].
Для качественного образования таких студентов нужно создать в вузе обстановку, где им будет комфортно заниматься. Студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут заниматься со студентами своей группы, но организация их физического воспитания будет иметь свои особенности.
Перед студентами с ОВЗ на занятиях ставятся другие задачи и цели, которые ограничивают их физическую нагрузку. Задачи для преподавателя, проводящего занятия со студентами с ОВЗ:
- изучить заболевания занимающихся и определить к какой группе нозологической категории их отнести;
- на занятиях рассмотреть особенности физического воспитания студентов с ОВЗ;
- разработать на начальном этапе занятий для студентов с ОВЗ общеразвивающие упражнения (ОРУ);
- разработать методику занятий по физической культуре студентам с ОВЗ в основной части занятий;
- разработать комплекс физических упражнений для заключительной части занятий;
- сформулировать выводы о методах по физическому воспитанию для студентов данной группы.
Для начала учебных занятий со студентами с ОВЗ и для решения поставленных задач нами была изучена методика и проанализирована научно-методическая литература.
Студентом с ограниченными возможностями здоровья считается индивид, имеющий физические отклонения, он сохранен интеллектуально, но имеет незначительные отклонения в развитии, препятствующие участвовать в традиционном образовательном процессе. Такие студенты нуждаются в специальных учебных программах и методах обучения.
Учебная дисциплина «Физическое воспитание» в вузе является обязательной и каждый студент, вне зависимости от состояния здоровья имеет право на получение достойного профессионального образования. Именно поэтому эта дисциплина должна быть ориентирована на деятельный и индивидуальный подход в организации учебного процесса.
Студенты с ОВЗ способствуют положительным изменениям в физической и социальных сферах студентов с хорошим показателями здоровья.
Перед началом учебного года студентов с ОВЗ, имеющих медицинские справки, мы распределяем по заключению врача в нозологическую группу или специальную медицинскую группу по состоянию их здоровья. Остальные студенты распределяются в основную или подготовительную группу.
В нашем вузе на кафедре общеобразовательных дисциплин подготовка к занятиям по физическому воспитанию проводится в основном со студентами с ОВЗ, которые имеют незначительные нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата или нарушения эмоционально-волевой сферы. Студенты, имеющие инвалидность первой и второй группы занимаются ЛФК в физкультурно-оздоровительном диспансере с врачами и самостоятельно пишут реферат на тему своего заболевания.
Для студентов с ОВЗ на нашей кафедре сформирован индивидуальный подход к физическому воспитанию, в основе которого лежат различия в нозологии этих студентов и особые образовательные потребности, обусловленные характерными особенностями их организма.
Студенты с незначительными нарушениями зрения имеют потребности слабовидящих, поэтому они после общеразвивающих упражнений занимаются игрой в шахматы, в заключительной части занятий в течение 10% от времени основного занятия выполняются упражнения на гибкость, дыхания и растяжку.
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата после общеразвивающих упражнений, занимаются игрой в дартс, в заключительной части занятии в течение 10% от времени основного занятия выполняют упражнения на развитие таких физических качеств как гибкость и ловкость.
Преподаватель формирует стоящие перед студентами следующие задачи: в первую очередь предупреждение прогресса болезни, улучшение состояния здоровья, адаптация студентов к внешним факторам. Преподаватель при этом руководствуется научно-обоснованными принципами работы с каждой категорией студентов:
- индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая особенности его организма;
- использование инвентаря и методик по шашкам и шахматам со студентами на время продолжительностью 15 мин;
- предотвращение наступления утомления у студентов, используя чередование умственной нагрузки с практической;
- обязательное выполнение со студентами в конце занятий заключительной части, включающей упражнения на дыхания – «вдох выдох с задержкой 7 секунд»;
- обязательное измерение давления и пульса в конце занятий.
Для преподавателя очень важным является подбор общеразвивающих упражнений, выполняемых перед началом занятий, использование правильно дозированной физической нагрузки, выбор рациональных методов, исходя из состояния здоровья и с учетом имеющихся медицинских противопоказаний. Перед началом занятий составляется комплекс физических общеразвивающих упражнений в подготовительной части.
Основное действие разминки состоит из различных видов ходьбы в течение 1-2 минуты (с широкой амплитудой движениями, различным положением рук, движения и дыхание ритмичные).
Приседания (динамические, комбинированные, включаются дополнительные действия, требующие сосредоточения внимания, в момент приседания выполняется выдох, при вставании вдох). Темп выполнения этих упражнений средний, повторов 6 – 8 раз.
Прыжки (выполняются с различными движениями рук, требующими сосредоточения внимания, заканчиваются эти упражнения замедляющейся ходьбой и дыхательными упражнениями). Темп выполнения этих упражнений средний, повторы – 4 раза.
Наклоны вперед и повороты туловища, характер и способ выполнения средний, повтор – 8 раз. Наклоны динамические, средней координационной сложности, могут быть обычными и пружинящими. Далее выполняется удлиненный выдох продолжительностью 4 сек. и короткий вдох – 2 сек.
Маховые движения для мышц туловища, рук, ног (широкая амплитуда движений, с элементом расслабления конечностей, состоят из ассиметричных движений, требующих сосредоточения внимания, упражнений «руки вверх», после опустить ладонями достать пол и задержать на вдохе 7 сек).
Упражнения на координацию и внимание (среднекоординационные, требующие значительного сосредоточения внимания) начинаются медленно, ускоряются до быстрого и заканчиваются в среднем темпе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Физическое воспитание в вузе для студентов с ОВЗ и имеющих свои нозологические особенности, предполагает в первую очередь поддержку преподавателя и своих одногруппников в процессе достижения положительной динамики в их оздоровлении. Поэтому преподаватель обязательно составляет комплекс физических упражнений, дозирует физическую нагрузку и способствует успешной интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс. Улучшению реабилитации и состояния здоровья студентов с ОВЗ будут способствовать также правильно подобранные физические упражнения, повышающие двигательную активность и физическую подготовленность.
1. Кочура, А. С. Адаптивная группа в ВУЗе. Особенности занятий физической культурой / А. С. Кочура, Д. Д. Низамова – Текст : непосредственный // Наука и образование: новое время. – 2019. - № 2(31). – С. 392–395.
2. Матявина, С. И. Роль адаптивной физической культуры в состоянии здоровья студентов в вузах / С. И. Матявина – Текст : непосредственный // Альманах молодой науки. - 2021. – № 3(42). – С. 13–15.
3. Мунтян, С. И. Адаптивная физическая культура как особое средство физической реабилитации / С. И. Мунтян – Текст : непосредственный // Modern Science. – 2022. – № 122. – С. 134–136.