USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE HIGHER EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Information and communication technologies (ICT) have a powerful potential for improving the educa-tional process and increasing the accessibility of education. The paper provides an analysis of the current state of inclusive higher education and the possibilities of using ICT for its effective implementation

Keywords:
inclusive education, information and communication technologies, adaptation of educational space
Text
Text (PDF): Read Download

Инклюзивное высшее образование предполагает интеграцию студентов с особыми образовательными потребностями в учебный процесс, формируя поддержку для их уникальных потребностей и способностей. Важным инструментом для достижения этих целей являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют адаптировать образовательное пространство таким образом, чтобы каждому студенту было комфортно и удобно обучаться. ИКТ могут снизить барьеры доступа к образованию, предоставляя ресурсы, которые могут быть настроены на индивидуальные требования студентов, что особенно важно для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Информационно-коммуникационные технологии могут быть классифицированы на несколько категорий, включая программное обеспечение, платформы для онлайн-обучения, мобильные приложения и средства для общения, что расширяет возможности взаимодействия между преподавателями и учащимися.

Состояние инклюзивного высшего образования в мире необходимо рассматривать в контексте международных стандартов и практик, которые направлены на создание доступной образовательной среды. Множество стран разрабатывают и внедряют политики, которые поддерживают инклюзивные подходы в учебных заведениях, учитывая нужды студентов с различными уровнем подготовки и возможностями. Примеры успешных реализованных программ включают использование платформ дистанционного обучения, таких как Massive Open Online Courses (MOOC), которые предоставляют доступ к образовательным ресурсам студентам в разных уголках мира, а также специализированные программы, которые обучают преподавателей эффективным стратегиям взаимодействия с инклюзивными группами. Это особенно важно для людей с различными физическими и сенсорными ограничениями, поскольку ИКТ позволяют адаптировать образовательные материалы в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся. Образовательные платформы и ресурсы, такие как электронные библиотеки, онлайн-курсы и интерактивные приложения, становятся необходимым инструментом, позволяющим студентам с ограниченными возможностями не только получать знания, но и взаимодействовать с преподавателями и сокурсниками, что способствует формированию полноценного учебного опыта. Однако на пути к реализации данной концепции возникает ряд проблем. Одним из основных препятствий являются технические и финансовые барьеры. Многие учебные заведения сталкиваются с недостатком финансирования, что затрудняет приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения, позволяющего создавать инклюзивную образовательную среду. Кроме того, многие педагогические работники не обладают достаточными навыками использования ИКТ в преподавании, что подчеркивает необходимость подготовки педагогов. Важно, чтобы образовательные учреждения предлагали программы повышения квалификации, которые бы знакомили преподавателей с технологиями и методиками, подходящими для работы с разными группами студентов [1].

Одной из ключевых тенденций развития инклюзивного образования с использованием ИКТ является углубленное внедрение онлайн-курсов и дистанционного обучения, которые могут создать более гибкие условия для студентов с различными потребностями. Также растет интерес к разработке новых технологий, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность, которые могут существенно изменить подход к обучению и предоставить новаторские решения для индивидуализации образовательных процессов.

References

1. Shkahova, F. A., Gavasheli, G. Sh., Zheldasheva, A. O. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak faktor razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya / F. A. Shkahova, G. Sh. Gavasheli, A. O. Zheldasheva. – Tekst: neposredstvennyy // Izvestiya voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2023. – № 3 (300). – S. 14-17.

Login or Create
* Forgot password?