Angarsk, Russian Federation
Volleyball, as a specialization, has characteristic selection methods, where morphological characteris-tics that determine high growth in the long term are initially considered. The next fundamental charac-teristic that determines suitability for specialization is motor ability in combination with psycho-emotional inclinations. A unified methodology, consisting of the most accessible technology for recognition and rapid formation of psychomotor abilities in a qualitative manner, in terms of material and technical equipment, complements the classical methods of sports selection
volleyball, psychomotor skills, selection, methodology, selection, accuracy, testing, evaluation
Психомоторные системы человека включают в себя такие операционные компоненты как точность, интенсивность и эффективность, а их функционирование зависит от психических процессов ощущения и восприятия [1]. Первичный спортивный отбор в группу начальной подготовки можно дополнить тестами на психомоторику, которые формируют представление о способностях и врожденных двигательных задатках [4]. Методика тестирования и быстрого развития специальных качеств представляет собранные из научных трудов и отработанные на практике упражнения, имеющие доступную материально-техническую базу. В зависимости от сенситивного периода обучаемых, методика может иметь скрытый или открытый период тренировки специальных качеств [3].
Тест № 1 – определяет способность пространственного и силового различия через прыжок в длину с места без контроля шкалы результата тестируемым.
Тест № 2 – определяет силовую и пространственную различительную чувствительность. Аналогично тесту №1.
Тест № 3 – поможет выявить анаэробную способность испытуемого, а также волевые задатки.
Тест № 4 – определяет волевые и анаэробные способности, выносливость. Задержка дыхания с одновременным контролем и бросками теннисных мячей в корзину.
Тест № 5 – относится к различительной силовой чувствительности. Замер усилия кистевого сжатия динамометром.
Тест № 6 – на простую и сложную реакцию требуется компьютер и установка программы «Reaction Time Indicator» [2].
Тест № 7 – на различительную чувствительность по времени.
Методика развития психомоторных способностей складывается из комплекса упражнений, развивающих тестируемые способности путем дифференцирования подводящих элементов, развивающих сенсомоторную различительную чувствительность, умение задерживать силовой импульс на короткий интервал времени, точно сопоставляя собственные сложно координационные движения.
Таблица 1
Результаты экспериментального исследования проверки эффективности методики
Вид испытания |
Период |
X |
Q |
V% |
±m |
Статистическая доля достоверность различий |
Тест № 6 Тест № 3, 4 |
17.02.2020 |
14,21,7 |
19 |
86% |
- |
p˂0,05
p˂0,05
|
Изменения |
+35% |
+18 |
+22 |
- |
||
15.01.2020 |
27/23/8/1 |
|
100% |
|
1. Andruschishin, I. F., Presnyakov, I. N., Denisenko, Yu. P., Geras'kin, A. A. Sovershenstvovanie diagnostiki igrovogo vzaimodeystviya v voleybole // Chelovek. Sport. Medicina. 2016. T. 1, № 1. S. 63–67.
2. Nemcov, O. B., Yaroslavkin, M. A., Bguashev, A. B., Polyanskiy, A. V., Grekalova, I. N. Komp'yuternaya programma dlya opredeleniya vremeni prostoy reakcii i reakcii vybora // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. – 2017. – № 10 (152).
3. Ozerov, V. P., Fedotova, O. D. Psihologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya psihomotornyh sposobnostey molodezhi // Mir nauki, Tom 4, № 5. 2016 g.
4. Serova, L. N., Hudaynazarova, D. R. Etapy sportivnogo otbora // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. – 2017. – № 1 (143).