В статье рассматриваются подходы к мониторингу рисков при принятии управленческого решения о возврате иностранного бренда на российский рынок, выделяются и систематизируются возможные риски, ранжируются в зависимости от тяжести последствий и вероятности наступления, предлагаются подходы к управлению рисками
иностранные компании, санкции, инвестиционные риски, мониторинг рисков, управление рисками
В последнее время наблюдаются разнонаправленные тенденции в санкционной политике в отношении России: с одной стороны страны ЕС начинают работу над 17-м пакетом антироссийских санкций, с другой, происходит выборочный возврат иностранных компаний на российский рынок на фоне некоторого уменьшения международного давления со стороны, например, США. Как известно, работу на российском рынке возобновила итальянская компания «Ariston» и еще целый ряд иностранных компаний («LG», «Samsung», «Hyunday») проявили заинтересованность в возврате на российский рынок [1]. Так или иначе, международное бизнес-сообщество вряд ли долго будет игнорировать возможность возврата компаний на достаточно большой российский рынок с уже завоеванным на нем конкурентным преимуществом, главным образом, в виде узнаваемости бренда.
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются вопросы мониторинга рисков при принятии управленческого решения о возврате иностранного бренда на российский рынок.
Для анализа возможных рисков примем, что под рисками будем понимать любое неблагоприятное событие, имеющее вероятностный характер и последствия в виде ухудшения финансовых результатов деятельности компании. Применительно к инвестиционной сфере под инвестиционным риском следует понимать риск возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности. Конкретные риски, связанные с возвратом на российский рынок иностранной компании, с возобновлением инвестиционной деятельности требуют мониторинга и оценки с точки зрения влияния различных факторов, вероятности их наступления и тяжести финансовых последствий. Предположим, ранее «ушедшей» компании одобрен вход на российский рынок, вопрос, на который необходимо ответить: какие риски могут возникнуть и повлиять на принятие решения о возврате, ведь отсутствие компании на рынке достаточно длительный срок требует мониторинга изменившегося рынка, конкурентной среды. В рамках данного исследования выделим и систематизируем возможные риски, а затем проранжируем их в зависимости от тяжести последствий и вероятности наступления. Неполный перечень возможных рисков, включает, на наш взгляд, следующие: риск утраты лояльности или негативного отношения покупателей к «ушедшему» бренду, риск отказа российских партнеров от сотрудничества, риск «заморозки» активов вернувшихся компаний в случае обострения геополитической ситуации, риск давления на вернувшуюся компанию со стороны иностранных государств, риск обострения конкурентной борьбы и утраты конкурентного преимущества из-за отсутствия бренда на рынке. Представим результаты в виде матрицы, отражающей взаимосвязи рисков, вероятности их наступления и тяжести последствий в таблице 1.
Таблица 1
Матрица мониторинга и ранжирования рисков при возврате иностранных
компаний на российский рынок
Возможные риски |
Вероятность наступления риска |
Тяжесть последствий, руб. |
||||
Очень низкая 1 |
Низкая 2 |
Средняя 3 |
Высокая 5 |
Очень высокая 10 |
||
Риск утраты лояльности или негативного отношения покупателей к «ушедшему» бренду |
Низкая 2 |
|
|
6 |
|
|
Риск отказа российских партнеров от сотрудничества с иностранной компанией |
Низкая 2 |
|
4 |
|
|
|
Риск «заморозки» активов вернувшихся компаний в случае обострения геополитической ситуации |
Средняя 3 |
|
|
|
15 |
|
Риск давления на вернувшуюся компанию со стороны иностранных государств |
Высокая 4 |
|
|
12 |
|
|
Риск обострения конкурентной борьбы и утраты конкурентного преимущества из-за отсутствия бренда на рынке |
Высокая 5 |
|
|
15 |
|
|
Формирование системы управления инвестиционными рисками, связанными с возобновлением деятельности иностранных компаний на российском рынке особенно актуально в условиях мировой геополитической напряженности, финансово-экономической нестабильности, высокой волатильности процентных ставок и валютного курса. Иностранные компании, желающие вернуться на российский рынок, безусловно, должны будут взвешивать и мониторить риски возврата при принятии такого непростого управленческого решения. Предложенные к рассмотрению в данной статье риски позволят разработать целесообразные мероприятия в рамках корпоративных программ страхования рисков и снизить возможный ущерб.
Вообще, инвестиционный климат и размеры прямых инвестиций в экономику России всегда были поводом для озабоченности правительства и экспертов. Как известно, в течение последнего времени Россия пребывала в особо неблагоприятной ситуации с инвестиционными ресурсами, наблюдался и до сих пор наблюдается их дефицит, который негативно отражается на уровне экономической активности и на возможностях роста национальной экономики. Санкции изолировали Россию от современных инноваций, лишили тех инвесторов, которые работают в наиболее перспективных сферах. Российское государство продолжительное время пыталось компенсировать негативное влияние ухода иностранных инвесторов, само выступая главным инвестором экономики и выделяя деньги на национальную экономику из бюджета. Важная компенсационная роль государства реализовалась также в поддержке отдельных крупных проектов с иностранным участием бизнеса из «дружественных» стран, в финансировании инфраструктурных проектов через федеральные целевые программы [2]. Очевидно, что замещать работу рыночных механизмов инвестирования продолжительное время сложно, поэтому возврат иностранных компаний на российский рынок – обоюдно выгодное для сторон решение.
Правительство России декларирует заинтересованность и желание принять иностранные компании, подчеркивая при этом, что приветствуется возвращение тех фирм, чьи дочерние компании продолжали работать на отечественном рынке, а также компании, которые работают в высокотехнологичных сегментах. В условиях ухода иностранных компаний с российского фондового рынка и резкого уменьшения прямых иностранных инвестиций, государство, как важный экономический агент, очевидно, не способно полностью заменить частные инвестиции, направление государственных инвестиционных потоков, как правило, обходит малый и средний бизнес, фокусируясь на крупных проектах и программах.
Вместе с тем, процедура согласования возвращения зарубежных компаний на российский рынок требует избирательного подхода и защиты, появившихся отечественных импортозамещающих компаний. Правительству в этой связи поручено изучить, как следует отрегулировать взаимодействие российских компаний с вернувшимися иностранными предприятиями, чтобы обеспечить отечественным производителям преимущества и получить гарантии иностранного бизнеса в части добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране [3].
На наш взгляд, благодаря избирательности и в некоторой степени индивидуальному подходу необходимо создать прочные стимулы и устойчивые деловые связи для долгосрочного инвестирования в развитие предприятий российского реального сектора. Невозможность применять единые критерии для всех компаний, желающих вернуться на российский рынок, и отдельная оценка каждого «кейса» означает, что каждая компания должна будет индивидуально мониторить и исследовать риски возвращения на российский рынок в дополнение к универсальному, базовому перечню, предложенному в данной статье. Таким образом, существует множество рисков, которые будут тормозить массовый возврат западных компаний в Россию, при этом и российские власти должны продолжать выбранный курс на импортозамещение и экономическую независимость, для чего потребуется разработка ограничивающих мер и защиты отечественного импортозамещения.
1. Деловое издание «РосбизнесКонсалтинг». Путин поручил разработать правила возвращения иностранных компаний в Россию – Текст: электронный // РБК. Электронный журнал. – URL: https://www.rbc.ru/business/18/03/2025/67d96f139a7947847080e0cf (дата обращения 02.04.2025)
2. Зарубина Ю.В. Сберегательные стратегии населения и его инвести-ционная активность в современных условиях / Ю.В. Зарубина – Текст: непо-средственный // Вестник Ангарского государственного технического универси-тета. – 2024. – № 18. – С. 378-381.
3. Деловое издания «Ведомости». Правительство раскрыло условия для возвращения иностранных компаний – Текст: электронный // Ведомости. Электронный журнал. – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/03/26/1100373-pravitelstvo-raskrilo-usloviya (дата обращения 02.04.2025).