В статье рассмотрены роль и значение механизма инициативного бюджетирования, приведена практика инициативного бюджетирования в Ангарском городском округе Иркутской области. Представлены итоги реализации инициативных проектов за 2024 год в Ангарском муниципальном образовании, сделан вывод о необходимости дальнейшего развития практики общественного участия в бюджетном процессе на местном уровне
инициативное бюджетирование, инициативные проекты, Ангарский городской округ
Общественное участие в бюджетном процессе – это непрерывный процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти, в основе которого лежат переговоры по поводу реализации законных прав, а также интересов граждан и социальных групп в бюджете. Одним из инструментов участия граждан в бюджетном процессе в России является механизм инициативного бюджетирования.
Инициативное бюджетирование – это совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан [1].
В России инициативное бюджетирование действует с 2015 года. За период существования данного механизма по данным на январь 2024 года было реализовано в стране 181592 проекта общей стоимостью 242 млрд. рублей, из которых 2 млрд. рублей поступили в качестве инициативных платежей [2].
Инициативные платежи – это форма софинансирования бюджетных проектов, предусматривающая, что денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе, зачисляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативных проектов [1].
Как видим, эффекты от внедрения механизма инициативного бюджетирования не только социальные, но и экономические. Социальный эффект проявляется через рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс, активизацию участия населения в территориальном развитии, увеличение доли населения, пользующегося результатами инициативного бюджетирования (благополучатели). Экономический эффект выражается путем привлечения дополнительных средств в казну, повышения эффективности расходования бюджетных средств через контроль за реализацией проектов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее 131-ФЗ) и Законом Иркутской области от 06.05.2022 года № 33-ОЗ «Об отдельных вопросах реализации на территории Иркутской области инициативных проектов» в Иркутской области (далее 33-ОЗ) и Ангарском городском округе (АГО) реализуются мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей округа, по решению вопросов местного значения. Положение об инициативных проектах и Порядок формирования и деятельности Комиссии по проведению конкурсного отбора инициативных проектов, утвержденные решением Думы Ангарского городского округа от 25.02.2021 года № 51-09/02рД «Об инициативных проектах», регламентируют порядок обсуждения, рассмотрения инициативных проектов.
С 2011 года в Иркутской области действует проект «Народные инициативы». Это программа, реализуемая в муниципальных образованиях Иркутской области и субсидируемая из регионального бюджета. Она предполагает финансовую поддержку идей и решение проблем, обозначенных населением. В период с 2011 по 2017 год в рамках данной программы было выделено около 3 млрд. 800 млн. руб. [2].
С 2022 года в Иркутской области заработал проект «Есть Решение», который уполномочен принимать участие в конкурсе инициативных проектов Иркутской области. Проект «Есть Решение» реализуется в рамках народной программы, разработанной и принятой региональным отделением партии «Единая Россия». Непосредственно конкурсный отбор проводит Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области. Перед «Единой Россией» ранее была поставлена задача разработать систему мер, позволяющих распределять с учетом мнения жителей не менее 1% от доходов бюджета. В 2020 году по инициативе партии были приняты поправки в 131-ФЗ в части вступления в силу ст. 26.1 «Инициативные проекты», которая расширила возможности прямого участия граждан в распределении бюджетных средств.
Таким образом, сейчас в Иркутской области действует два инструмента инициативного бюджетирования – «Народные инициативы» и «Инициативные проекты жителей» в рамках проекта «Есть решение». Кроме того, в регионе продолжает реализовываться федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», в котором также жители области могут участвовать в принятии решения по местам благоустройства региона.
Приоритетными направлениями инициативных проектов являются:
- проведение ремонта автомобильных дорог местного значения, устройство тротуаров, пешеходных переходов (дорожек), остановочных пунктов;
- проведение текущего ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда);
- материально-техническое обеспечение муниципальных учреждений социальной сферы (образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика);
- устройство уличного освещения, благоустройство территорий, в том числе дворовых территорий;
- приобретение и установка и (или) обустройство детских и спортивных площадок, в том числе научных детских площадок, предусмотренных планом проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2022 года № 2036-р.;
- организация и оснащение проведения культурных, спортивных и образовательных мероприятий, мероприятий в сфере молодежной политики;
- создание и обустройство экологических троп, инфраструктуры туристических маршрутов;
- создание инфраструктуры для организации и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, в том числе ярмарок, выставок, концертов, мероприятий в сфере молодежной политики;
- создание инклюзивной инфраструктуры [1].
Для отбора проектов разработана система критериев оценки, учитывающая социальную значимость, степень участия граждан и предпринимателей, число благополучателей после реализации проекта.
Финансирование проектов осуществляется из областного и местного бюджетов исходя из предельного уровня, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 30.06.2022 г. № 347-рп. При этом, максимальный размер субсидии из областного бюджета муниципальному образованию на реализацию одного проекта – не более 2 млн руб., доля финансирования проекта из местного бюджета составляет 6%, за счет инициативных платежей граждан – не менее 10% (ст.6 33-ОЗ).
В АГО предусмотрен ряд этапов реализации инициативных проектов [3]. Организационно-подготовительный этап предусматривает в середине финансового года (июль) информирование жителей о конкурсном отборе проектов. На этапе муниципального отбора проектов рассматриваются заявки и не более 20 из них передаются для рассмотрения на уровень региона. На этапе регионального отбора проходит процедура конкурсного отбора и к концу финансового года (декабрь) выносится решение о распределении субсидий из областного бюджета МО, на территории которых в следующем году будут реализовываться инициативные проекты. Далее наступает этап заключения соглашений между МО и Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области о предоставлении субсидии, и в период с марта по декабрь идет этап реализации и мониторинга проектов.
В 2024 году в Иркутской области финансовую поддержку на реализацию 599 проектов получили 215 муниципальных образований, что на 120 проектов больше, чем в 2023 году. Примечательно, что большинство проектов, 535 из 599, были предложены инициативными группами граждан, это свидетельствует о высокой заинтересованности в их реализации. Всего в 2024 году на конкурс поступило 600 заявок: 40 – из Иркутска, по 20 проектов направили Ангарский городской округ и Иркутский район, по 15 проектов представили 28 муниципальных образований. На эти цели из бюджета выделено в 2024 году субсидий на сумму 868 млн. рублей.
В 2023 году в Иркутской области шла реализация 406 инициативных проектов из 164 муниципалитетов, которые были выбраны в конце 2022 года. На их реализацию было направлено 580 млн. рублей, в том числе из областного бюджета – 499,4 млн. рублей. В АГО в 2023 году реализовано 12 проектов [4].
Рассматривая отчеты по реализации инициативных проектов, представленных на сайте АГО, можно увидеть суммы выделенных средств и итоги выполненных работ в рамках проектов (таблица 1) [5].
Таблица 1
Итоги реализации ряда инициативных проектов конкурсного отбора
в Ангарском городском округе за 2024 год.
Название проекта и место его реализации |
Дата начала и окончания проекта |
Сведения о выполненных работах в рамках проекта |
Объем финансирования, руб. |
||
областной бюджет |
местный бюджет |
инициативные платежи |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Лыжи – в свет!», г. Ангарск |
12.02.2024 - 04.10.2024 |
Монтаж сетей наружного электроосвещения лыжероллерной трассы |
1 992 000 |
168 000 |
240 000 |
«Малая Родина, с. Одинск |
03.04.2024 – 02.10.2024 |
Благоустройство территории МАУ АГО «Дом культуры» |
995 180,79 |
83 832,21 |
120 000 |
«Мотоспорт для всех!», г. Ангарск |
14.02.2024 – 02.09.2024 |
Благоустройство мототрассы в пойме реки Китой, установка электроосвещения по трассы, контейнер 40 л. |
1 903 571,8 |
159 888,2 |
230 000 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Спортивная площадка в Мегете», с. Мегет
|
12.02.2024 – 17.10.2024 |
Устройство спортивной площадки (волейбол, баскетбол, мини-футбол) с укладкой искусственного газона с разметкой и ограждением |
2 000 000 |
170 292,0 |
280 000 |
«Зеленая комната» - центр психологической помощи для подростков, г. Ангарск |
01.06.2024 – 05.12.2024 |
Ремонт помещения для открытия комнаты (санитарно-технические работы, система электроснабжения, пожарной сигнализации и пр.) |
1 915 445,73 |
161 320,22 |
231 000 |
«Дорога к истории. На встречу 80-летия Победы», г. Ангарск |
05.08.2024 – 14.10.2024 |
Ремонт парадной (уличной) лестницы здания Музея Победы |
1 992 000 |
168 000 |
240 000 |
«Маленький старт - к большим рекордам!» |
01.06.2024 – 30.10.2024 |
Обустройство спортивной площадки |
1 117 563,46 |
94 252,34 |
13464,2 |
«Многопрофильный ресурсный центр» |
26.01.2024 – 31.12.2024 |
Поставка оборудования, приобретение техники и мебели, обучение психологов |
1 976 848,69 |
164 896,73 |
240 000 |
«Центр адаптивного спорта» |
25.03.2024 – 31.12.2024 |
Проведение ремонта центра в г. Ангарск |
1 992 000,0 |
168 000 |
240 000 |
Окончание таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Детский креативный музей «Часовая магия – у нас можно все» |
08.05.2024 – 20.11.2024 |
Ремонт помещений здания МБУ культуры АГО «Городской музей» |
1 660 000 |
140 000 |
200 000 |
Как видим, все инициативные проекты направлены на благоустройство территорий, материально-техническое обеспечение социальных учреждений, создание детских и спортивных площадок, а также инфраструктуры для проведения различных мероприятий
Таким образом, наблюдается положительная динамика вовлечения Ангарского городского округа в проекты инициативного бюджетирования, которые являются дополнительными каналами привлечения средств из вышестоящих бюджетов наряду с другими программами федерального и субфедерального масштаба. Для активной дальнейшей реализации данного инструмента необходимо увеличить вовлеченность граждан муниципалитетов в процесс путем информирования населения о возможности общественного участия.
1. База данных о развитии программ и практик инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях за 2023 год. – Текст: электронный. – URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/b-projects/about/ (дата обращения: 22.04.2025).
2. Инициативное бюджетирование: скрытые резервы. – Текст: электронный. – URL: https://app-prod.xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/storage/40823/ (дата обращения: 21.04.2025).
3. Основные этапы реализации инициативных проектов. – Текст: электронный. – URL: https://angarsk-adm.ru/sotsialnaya-sfera/initsiativnye-proekty/osnovnye-etapy-realizatsii-initsiativnykh-proektov.php (дата обращения: 22.04.2025).
4. В 2024 году в Иркутской области реализуют 599 инициативных проектов по развитию территорий. – Текст: электронный. – URL: https://irkobl.ru/news/3506901/ (дата обращения: 22.04.2025).
5. Отчеты об итогах реализации инициативных проектов. – Текст: электронный. – URL: https://angarsk-adm.ru/sotsialnaya-sfera/initsiativnye-proekty/otchety-ob-itogakh-realizatsii-initsiativnykh-proektov/ (дата обращения: 20.04.2025).