Производительность локомотива рассмотрена в качестве основного эксплуатационного показателя, оценивающего эффективность работы системы курсирования кольцевых маршрутных поездов
кольцевой маршрутный поезд, производительность локомотива, локомотив, управление тяговыми ресурсами
Для обслуживания кольцевых маршрутных поездов применяется технология, при которой локомотивы закрепляются к таким поездам и участку обращения [1–3] с целью стабильного курсирования данной категории поездов и исключения срывов отправления в связи с невыдачей или несвоевременным предоставлением локомотива.
В связи с этим необходимо обеспечить высокую производительность «маршрутных» локомотивов, которая смогла бы оправдать используемую технологию управления тяговыми ресурсами [4, 5].
Рисунок 1 – Участок обращения кольцевых маршрутных поездов
На производительность локомотива влияют такие величины как вес брутто поезда, среднесуточный пробег локомотива и коэффициент вспомогательного пробега локомотива. Среднесуточный пробег локомотива для рассматриваемой категории поездов является величиной постоянной, а вес брутто поезда и коэффициент вспомогательного пробега локомотива – переменной. Не всегда локомотив со станции погрузки маршрутного поезда увозит состав установленного для данной категории веса. Возникают ситуации, когда своевременно приготовить груженый состав невозможно, и происходит отправление по расписанию половины состава или локомотива резервом. Такие ситуации происходят из-за несвоевременного прибытия локомотива с порожним составом на станцию погрузки. Причиной также может быть срыв погрузки из-за выхода из работоспособного состояния погрузочных средств. Все это ведет к снижению производительности локомотива, который теряет значение этого показателя в виду выполнения порожнего поездного «полурейса» [6].
Улучшить рассматриваемый показатель может устойчиво работающая система курсирования кольцевых маршрутных поездов, что в свою очередь обеспечивается выполнением графика движения на участке обращения, стабильной погрузкой маршрутных составов, надежно функционирующими техническими средствами инфраструктуры и погрузочно-выгрузочными устройствами [7].
1. Давыдов А.А. Организация вагонопотоков и маршрутизация перево-зок при переходе на полигонные технологии эксплуатационной работы // Зако-номерности развития технических и технологических наук: материалы Между-народной научно-практической конференции. - 2017. - С. 15-18.
2. Доможирова А.Д. Способ обеспечения стабильности курсирования кольцевых маршрутных поездов // Молодежная наука. - 2021. - С. 51-54.
3. Шапкин И.Н. Технология обеспечения полновесности и полносостав-ности поездов, отправляемых по твердым ниткам графика // Вестник Всерос-сийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 2005. -№ 4. - С. 5-7.
4. Мышкин И.И. Организация эксплуатационной работы по твердым нит-кам графика в увязке с локомотивным парком // Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта. - 2019. - С. 202-208.
5. Верескун В.Д. Влияние отказов технических средств на задержку по-ездов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2019. - №. 4. - С. 42-48.
6. Шаров В.А. Интегрированная технология управления движением гру-зовых поездов по расписанию // Железнодорожный транспорт. - 2011. - №. 8. - С. 11-21.
7. Котенко, А.Г. Вопросы повышения стабильности выполнения графика движения поездов // Бюллетень результатов научных исследований. - 2018. - №. 1. - С. 59-68.