Медиаобразование и медиакомпетентность – понятия, которые вошли в наше образование и играют в нем важную роль. Огромный поток информации требует ее критического осмысления, а для этого необходимы умения, которые позволяют отличать фейковую информацию от истины. Одна из основных задач медиаобразования заложить основы главных компетенций. Современная модель образования предполагает наличие способности к переобучению, культуры обновления знаний
медиаобразование, медиакомпетентность, информация, критическое мышление
Сегодня понятие медиаобразование стало гораздо шире, оно определя-ется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, пони-маемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Медиаобразование обучает, как необходимо интер-претировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для ком-муникации медиа. Нельзя не согласиться с А.П. Короченским, что медиаобра-зование должно стать долговременной общественно-просветительской дея-тельностью [3].
В статье рассматриваются различные точки зрения на понятие медиаобразование как российскими, так и зарубежными авторами.
В ходе исследования было высказано предположение, что практический подход наиболее приемлемый, поскольку включает в себя не только умения использовать различную аппаратуру, т.е. умения чисто практического характера, например пользование компьютером, умение выйти в Интернет, умения пользоваться мультимедийными средствами, практический подход включает в себя также умения пользоваться языком медиа, т.е. уметь отличать навязанные образцы поведения, уметь отличать эмоционально-окрашенный характер сообщений от истины, т.е. подходить к восприятию информации критически, не всегда доверяя, казалось бы, авторитетным источникам, уметь видеть, что некоторые массмедиа преследуют свои собственные цели, выдавая желаемое за действительное. По нашему мнению, практический подход соединяет в себе теорию критического мышления, практическую теорию, семиотическую теорию [1].
Говоря о профессиональной компетентности, нельзя не согласиться с мнением И.А. Зимней, что компетентность – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность его мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [2].
По нашему мнению, в понятии профессиональная компетентность специалиста необходимо рассматривать медиакомпетентность, поскольку медиакомпетентность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания.
А.В. Федоров дает определение медиакомпетентности личности и медиакомпетентности современного педагога.
По А.В. Федорову медиакомпетентность личности это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах, жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме [4].
В своей работе мы пытаемся определить профессиональную компетентность будущего специалиста экономической сферы. Как нам кажется, в профессиональной компетентности будущего специалиста экономической сферы профессиональная медиакомпетентность занимает особое место.
Мы бы определили профессиональную медиакомпетентность будущего специалиста экономической сферы как совокупность мотивов, знаний, умений и готовности к выполнению профессиональной деятельности в информационном обществе, т.е., готовность мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах, оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, иметь желание к саморазвитию. Кроме того, медиакомпетентность предусматривает психологическую устойчивость и медийную грамотность.
1. Запевалина, О. В. Медиаобразование и компетентностный подход в подготовке профессионального экономиста / В мире научных открытий. - 2010. №5.
2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект / И.А. Зимняя. Текст // Высшее образование сегодня. - 2006. №8. С. 21-26.
3. Короченский, А. П. Медиаобразование: миф или реальность? // Медиа-образование. - 2005. №2. С.63-66.
4. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышле-ния студентов педагогического вуза. - М.: Изд- во МОО ВПП ЮНЕСКО «Ин-формация для всех», 2007. - 616с.