Россия
В статье рассматривается коммуникативная компетенция в процессе обучения иностранному языку
компетенция, коммуникативная компетенция, текстовая компетенция, знания, умения, навыки
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
В современной методике преподавания иностранного языка «коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. Следует отметить, что введение понятия «компетенция» и ее составляющих в научный оборот отечественной лингводидактики связано с поисками более точного определения целей обучения, с выявлением содержательного компонента такой способности в виде знаний, навыков, умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
Н.Д. Гальскова выделяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:
- знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования языковыми (лексико-грамматическими и фонетическими) средствами общения – что составляет лингвистический компонент коммуникативной компетенции;
- знания, умения и навыки, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- намерение - прагматический компонент коммуникативной компетенции;
- знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума;
- социокультурный компонент коммуникативной компетенции [2].
Коммуникативная компетенция предусматривает умение порождать тексты в разных сферах общения по принятым законам. Поэтому необходимо формировать способности продуцировать тексты, овладевать приемами текстовой деятельности. В связи с этим нам представляется оправданным выделение еще одного компонента – текстовой компетенции.
По мнению Н.С. Болотновой, «данная компетенция – это комплекс знаний о тексте как форме коммуникации, как набор опирающихся на эти знания навыков и умений личности осуществлять текстовую деятельность».
«Текстовая компетенция» включает в себя знания, умения, навыки, способности, связанных с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией, произнесением текстов различных по жанровой и стилистической принадлежности, а также готовность применять данные знания на практике [1].
Таким образом, основной целью обучения иностранному языку названо формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция рассматривается как единство, состоящее из нескольких составляющих, или компетенций.
1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие. Чет-вертое издание / Н. С. Болотова. - 4 е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009.
2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв., ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2009.