КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается коммуникативная компетенция в процессе обучения иностранному языку

Ключевые слова:
компетенция, коммуникативная компетенция, текстовая компетенция, знания, умения, навыки
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

В современной методике преподавания иностранного языка «коммуникативная компетенция» определяется, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. Следует отметить, что введение понятия «компетенция» и ее составляющих в научный оборот отечественной лингводидактики связано с поисками более точного определения целей обучения, с выявлением содержательного компонента такой способности в виде знаний, навыков, умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Н.Д. Гальскова выделяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

- знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования языковыми (лексико-грамматическими и фонетическими) средствами общения – что составляет лингвистический компонент коммуникативной компетенции;

- знания, умения и навыки, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- намерение - прагматический компонент коммуникативной компетенции;

- знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума;

- социокультурный компонент коммуникативной компетенции [2].

Коммуникативная компетенция предусматривает умение порождать тексты в разных сферах общения по принятым законам. Поэтому необходимо формировать способности продуцировать тексты, овладевать приемами текстовой деятельности. В связи с этим нам представляется оправданным выделение еще одного компонента – текстовой компетенции.

По мнению Н.С. Болотновой, «данная компетенция – это комплекс знаний о тексте как форме коммуникации, как набор опирающихся на эти знания навыков и умений личности осуществлять текстовую деятельность».

«Текстовая компетенция» включает в себя знания, умения, навыки, способности, связанных с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией, произнесением текстов различных по жанровой и стилистической принадлежности, а также готовность применять данные знания на практике [1].

Таким образом, основной целью обучения иностранному языку названо формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция рассматривается как единство, состоящее из нескольких составляющих, или компетенций.

Список литературы

1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие. Чет-вертое издание / Н. С. Болотова. - 4 е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009.

2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв., ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?