Россия
В статье рассматривается один из основных методов обучения иностранному языку
ситуативный метод, речевая деятельность, языковой материал
Методика изучения иностранного языка – это система знаний о языке, в основе которой лежат теоретические знания о том, что такое язык, как он работает и как его можно изучать. На основе методики создаются методы и техники, которые позволяют помогать обучающимся в изучении языка.
На современном этапе ситуативность стала привычным признаком урока иностранного языка. Метод ситуативности в обучении иностранным языкам уже довольно долгое время представляет интерес для отечественных и зарубежных ученых, занимающихся этой проблемой.
Говоря о понятии «ситуативность» следует отметить определение М.С. Ильина, который считает, что ситуативность – это соответствие естественного темпа речи и ситуации [2, с. 29].
Методисты И.М. Берман и В.А. Бухбиндер дают следующее определение ситуативности – это качество речи, ее свойство языковыми средствами отражать ситуацию [1, с. 186].
Ситуативность – это особое свойство речи, проявляющееся в том, что речевые единицы в смысловом и временном параметрах всегда соотносятся с ситуацией и создают потенциальный контекст определенного диапазона [3, с. 137]. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация – это стимул к говорению.
Ситуативный метод основывается на следующих положениях:
- лексика является одним из основных аспектов обучения языку и должна быть строго отобрана;
- грамматический материал должен изучаться не в виде системы правил, а представлять собой грамматические структуры-образцы, отобранные из речи носителей языка. Грамматические структуры в виде предложений-образцов подлежат усвоению в ситуациях;
- целью обучения является формирование умений во всех видах речевой деятельности, степень владения которыми должна быть приближена к уровню носителя языка;
- ситуативный метод обучения предполагает введение и тренировку языкового материала сначала в устных видах речевой деятельности (говорении и аудировании), а затем в письменных (чтении и письме). В соответствии с идеями прямого метода предлагается также использовать устное опережение: «немой» период времени (полтора-два месяца), в течение которого обучающиеся только слушают и запоминают, а затем говорят, читают и пишут.
Ситуативный метод мотивирует обучаемых к речевой деятельности. Только в ситуациях как системах взаимоотношений возможно эффективное развитие многих важнейших качеств. В процессе использования ситуативного общения происходит целенаправленное формирование и развитие навыков и умений говорения, расширяется словарный запас и лингвистический кругозор обучаемых. Моделируя ситуацию общения, преподаватель должен учитывать личностные особенности обучаемых и степень их обученности, тематику общения.
Основной особенностью ситуативного метода является то, что в процессе обучения устная речь доминирует над письменной.
Таким образом, ситуативность является ведущим методом обучения. Языковой материал вводится и тренируется в ситуациях, что позволяет обучающимся скорее овладеть значением изучаемого явления, не ограничиваться тренировкой его формы.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (тео-рия и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Издательст-во ИКАР, 2009. - 453 с.
2. Берман, И. М. Основы методики преподавания иностранных языков / И. М. Берман, В. А. Бухбиндер, В. Штраусс. - Киев: Вища школа, 1986. - 334с.
3. Ильин, М. С. О классификации упражнений в речевой деятельности / М. С. Ильин. // Иностранные языки в школе. - 1961. - № 5. - С. 29-34.