ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные компоненты и структура социокультурной компетенции. Дается определение компетенции

Ключевые слова:
социокультурная компетенция, формирование компетенции, структура
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

ФГОС уделяется особое внимание формированию социокультурной компетенции при изучении языков других народов. Изучая иностранный язык, студент должен не только освоить грамматику и запомнить множество слов, но и привыкнуть понимать менталитет собеседника, свойственные его культуре обычаи и традиции. Без этого невозможно полноценно вести беседу с иностранцами, даже идеально владея их речью. Поэтому согласно действующему образовательному стандарту, цель обучения языкам других наций - полноценно подготовить учащихся к потенциальному межкультурному общению (коммуникации). То есть сформировать знания и умения вести беседу с иностранцем и понимать не только то, что он говорит, но и что имеет в виду.

Социокультурная компетенция подразумевает знание студентами национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения. Формирование такой компетенции на занятиях по языку проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира и, в конечном счете, способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению «вторичной языковой личности» [1].

Компоненты социокультурной компетенции:

- социокультурные знания (владение информацией о стране изучаемого языка, духовных ценностях, обычаях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);

- опыт общения (выбор уместного стиля общения, правильная трактовка явлений иноязычной культуры);

- эмоционально-вовлеченное отношение к фактам иноязычной культуры (в том числе способность разрешать конфликты, возникающие при общении);

- владение способами применения языка, правильное употребление социально маркированных языковых единиц [2].

Формирование социокультурной компетенции происходит в результате:

- расширения объема лингвистических и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения;

- получения обширных знаний о стране или странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе и мировом культурном пространстве;

- приобретения навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка

Структура социокультурной компетенции состоит из ряда компонентов, которые и обеспечивают ее разносторонность:

- лингвострановедческий. Он включает в себя изучение слов, выражений и целых предложений с социокультурной семантикой. Кроме того, важно формирование и умение правильно и своевременно их употреблять в процессе общения;

- социолингвистический компонент предусматривает знания об отличительных языковых традициях разных возрастных, социальных или общественных групп;

- социо-психологический. Данный компонент структуры сконцентрирован на моделях поведения, характерных для определенной этнической общности;

- культурологический компонент являет собой совокупность знаний о социокультурном, этнокультурном, а также историко-культурном фоне.

Таким образом, каждая национальная культура включает разнообразные специфические факты и явления, взаимодействующие между собой и отличающие данную культуру от другой. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка крайне необходимо.

Список литературы

1. Цику, Л. Х., Арутюнов, Э. К. Формирование компетенций в процессе обучения иностранным языкам // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 316-317.

2. Воробьев, В. В. Лингвокультурология. Теория и методы. - М.: РУДН, 2011. - 331 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?