Россия
В статье рассматриваются основные компоненты и структура социокультурной компетенции. Дается определение компетенции
социокультурная компетенция, формирование компетенции, структура
ФГОС уделяется особое внимание формированию социокультурной компетенции при изучении языков других народов. Изучая иностранный язык, студент должен не только освоить грамматику и запомнить множество слов, но и привыкнуть понимать менталитет собеседника, свойственные его культуре обычаи и традиции. Без этого невозможно полноценно вести беседу с иностранцами, даже идеально владея их речью. Поэтому согласно действующему образовательному стандарту, цель обучения языкам других наций - полноценно подготовить учащихся к потенциальному межкультурному общению (коммуникации). То есть сформировать знания и умения вести беседу с иностранцем и понимать не только то, что он говорит, но и что имеет в виду.
Социокультурная компетенция подразумевает знание студентами национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения. Формирование такой компетенции на занятиях по языку проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира и, в конечном счете, способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению «вторичной языковой личности» [1].
Компоненты социокультурной компетенции:
- социокультурные знания (владение информацией о стране изучаемого языка, духовных ценностях, обычаях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);
- опыт общения (выбор уместного стиля общения, правильная трактовка явлений иноязычной культуры);
- эмоционально-вовлеченное отношение к фактам иноязычной культуры (в том числе способность разрешать конфликты, возникающие при общении);
- владение способами применения языка, правильное употребление социально маркированных языковых единиц [2].
Формирование социокультурной компетенции происходит в результате:
- расширения объема лингвистических и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
- получения обширных знаний о стране или странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе и мировом культурном пространстве;
- приобретения навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка
Структура социокультурной компетенции состоит из ряда компонентов, которые и обеспечивают ее разносторонность:
- лингвострановедческий. Он включает в себя изучение слов, выражений и целых предложений с социокультурной семантикой. Кроме того, важно формирование и умение правильно и своевременно их употреблять в процессе общения;
- социолингвистический компонент предусматривает знания об отличительных языковых традициях разных возрастных, социальных или общественных групп;
- социо-психологический. Данный компонент структуры сконцентрирован на моделях поведения, характерных для определенной этнической общности;
- культурологический компонент являет собой совокупность знаний о социокультурном, этнокультурном, а также историко-культурном фоне.
Таким образом, каждая национальная культура включает разнообразные специфические факты и явления, взаимодействующие между собой и отличающие данную культуру от другой. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка крайне необходимо.
1. Цику, Л. Х., Арутюнов, Э. К. Формирование компетенций в процессе обучения иностранным языкам // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 316-317.
2. Воробьев, В. В. Лингвокультурология. Теория и методы. - М.: РУДН, 2011. - 331 с.