Россия
В статье рассматриваются основные особенности адаптации студентов первого курса
адаптация студентов, первокурсник, обучение в вузе
Адаптация – это процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды. Адаптация – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.
Адаптация первокурсника в вузе зависит от деловых и поведенческих качеств личности; заинтересованности в обучении; состояния физического и психологического здоровья; социального окружения [2].
Студент первого курса не только знакомится со своей новой группой, но и с преподавателями. Поскольку у студентов отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому они испытываю определенные трудности в обучении, то есть студенты не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в вузе принято различать:
– адаптацию к условиям учебной деятельности. Студент должен приспособиться к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному;
– адаптацию к группе, то есть включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций;
– адаптацию к будущей профессии. Студент должен усвоить профессиональные знания, умения и навыки, качества [1].
Успешность адаптационного процесса является решением задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.
Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы.
Во всех вузах преподаватели и студенческий профком помогают первокурсникам адаптироваться к условиям вуза. В начале учебного года проводится такое мероприятие как «Посвящение в студенты». А также читается курс «Введение в специальность». В рамках этого курса уделяется внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда. Для контроля самостоятельной работы студентов, ежемесячно выставляется аттестация.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Помимо этого, кураторы групп проводят знакомство с историей вуза.
Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели.
Таким образом, индивидуальные особенности деятельности обучающегося, присущие ему личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивации и т. п. играют важную роль в успешности адаптации к условиям обучения в вузе.
1. Коровина, И. В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студентов на уровне муниципальной поли-клиники. // Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2005.
2. «Особенности развития личности студента» [Электронный ресурс]. URL: https: // studopedia.ru / 11_146010_tema-osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta.html (дата обращения: 29.11.2021).