THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the main features of first-year students’ adaptation

Keywords:
students’ adaptation, freshman, university studies
Text
Text (PDF): Read Download

Адаптация – это процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды. Адаптация – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.

Адаптация первокурсника в вузе зависит от деловых и поведенческих качеств личности; заинтересованности в обучении; состояния физического и психологического здоровья; социального окружения [2].

Студент первого курса не только знакомится со своей новой группой, но и с преподавателями. Поскольку у студентов отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому они испытываю определенные трудности в обучении, то есть студенты не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в вузе принято различать:

– адаптацию к условиям учебной деятельности. Студент должен приспособиться к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному;

– адаптацию к группе, то есть включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций;

– адаптацию к будущей профессии. Студент должен усвоить профессиональные знания, умения и навыки, качества [1].

Успешность адаптационного процесса является решением задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.

Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы.

Во всех вузах преподаватели и студенческий профком помогают первокурсникам адаптироваться к условиям вуза. В начале учебного года проводится такое мероприятие как «Посвящение в студенты». А также читается курс «Введение в специальность». В рамках этого курса уделяется внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда. Для контроля самостоятельной работы студентов, ежемесячно выставляется аттестация.

Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Помимо этого, кураторы групп проводят знакомство с историей вуза.

Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели.

Таким образом, индивидуальные особенности деятельности обучающегося, присущие ему личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивации и т. п. играют важную роль в успешности адаптации к условиям обучения в вузе.

References

1. Korovina, I. V. Nauchnoe obosnovanie organizacionnogo obespecheniya profilaktiki zabolevaniya u studentov na urovne municipal'noy poli-kliniki. // Avtoref. dis. kand. med. nauk. M., 2005.

2. «Osobennosti razvitiya lichnosti studenta» [Elektronnyy resurs]. URL: https: // studopedia.ru / 11_146010_tema-osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta.html (data obrascheniya: 29.11.2021).

Login or Create
* Forgot password?