В статье проведен анализ состояния рынка клининговых услуг Иркутской области, выделены его проблемы и определены перспективы развития
рынок, услуга, рынок клининговых услуг, Иркутская область
Термин клининг происходит от английского «clean», что в переводе означает – убирать, чистить, т.е. клининг – это совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния.
Клининговые услуги – деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг [1].
Современный мир не стоит на месте, поэтому услуги по квалифицированной уборке играют большую и очень важную роль в жизни любого человека. Исследования сети Центра развития малого бизнеса говорят о том, что клининговый бизнес приносит более 47 миллиардов долларов каждый год. Данное число отражает повышенный спрос на услуги по клинингу в современном обществе, и этот спрос только формируется из года в год.
Клининговые компании обслуживают частные квартиры и загородные дома, офисы компаний, торговые и развлекательные комплексы, производственные и промышленные предприятия.
Ассортимент клининговых услуг очень широк и разнообразен. Он включает:
- ежедневную уборку жилых помещений;
- генеральную уборку жилых помещений;
- генеральную уборку производственных и офисных помещений;
- уборку после ремонтных работ;
- химическую чистку матрасов, ковровых изделий, мягкой мебели;
- мойку вертикальных поверхностей – стен, фасадов, рекламы, окон, витражей;
- шлифовку и полирову мрамора, гранита и т.д.
Таким образом, бизнес-модель клининговых компаний ориентирована на три сегмента: B2C; В2В; В2G.
B2C (Business to Consumer) – в качестве потребителей услуг выступают физические лица (это ниша уборки квартир, частных домов и коттеджей, т.е. индивидуальных домовладений).
B2B (Business to Business) – в качестве потребителя услуг по уборке выступает другая компания или организация. В большинстве случаев клининговые услуги сегодня на условиях аутсорсинга предоставляются компаниям, располагающим большими торговыми сетями, бизнес-центрами, огромными площадями офисных помещений.
Преимущества от передачи функций по уборке помещений на аутсорсинг для компании следующие:
1. Высокое качество услуг, поскольку сотрудники клининговых компаний должны иметь необходимую специализацию и оснащены специальными средствами и оборудованием для уборки.
2. Экономия средств, поскольку отпадает возможность содержать собственное подразделение по уборке, что приводит к экономии затрат на налоги, связанные с фондом оплаты труда, на профильные отделы не возлагаются дополнительные обязанности и т.д.
3. Продление срока службы мебели за счет применения профессионального оборудования и средств химии, наиболее подходящих для каждого конкретного случая.
4. С точки зрения менеджмента отпадает необходимость распылять время и усилия руководства на вопросы, связанные с поддержанием чистоты помещения, что позволяет концентрироваться на более важных и сложных вопросах развития компании.
5. Различные формы расчетов, скидки и прочие инструменты, применяемые клининговыми компаниями с целью облегчения взаимовыгодного сотрудничества [2].
В2G (Business to Government) – отношения между бизнесом и государством. Клининг в государственных учреждениях включает такие работы как: регулярная уборка вестибюлей, комнат для переговоров, кабинетов, уборных, лестничных пролетов, технических помещений и общих зон; своевременная мойка окон и подоконников, обработки столешниц, ручек, выключателей; обработка антибактериальными гипоаллергенными растворами; очистка ковровых покрытий и уборки пыли; уход за прилегающими территориями.
Что касается рынка клининга в Иркутской области, то он существует 22 года. В 2000 году в городе Иркутске появилась первая компания, предложившая услуги профессиональной уборки, – «Атлас». За последние пятнадцать лет клининг из разряда непонятных слов стал частью повседневной практики торговых комплексов, банков и общественных учреждений. Постепенно на рынок подтягиваются все новые категории потребителей. Сегодня, по мнению специалистов, рынок клининговых услуг всё ещё формируется, о его молодости говорит тот факт, что в области до сих пор нет ни одного специального обучающего центра для подготовки профессиональных клинеров.
На развитие рынка клининговых услуг в Иркутской области оказывает влияние множество факторов макроокружения.
В современных реалиях существенное влияние на данный вид услуг оказывает политическая ситуация в стране и за ее пределами. Отказ многих зарубежных компаний от поставок своей продукции в Россию заставил руководство клининговых компаний решать вопрос импортозамещения.
К экономическим факторам, влияющим на развитие данного вида услуг, относятся:
- снижение динамики ВРП, по которому можно судить о снижающейся динамике экономической ситуации в регионе;
- усиление контроля над клининговой отраслью со стороны федеральной налоговой службы;
- повышение уровня инфляции, оказывающее значительное влияние на стоимость услуг.
Социальные факторы, оказывающие влияние на рынок клининговых услуг, включают:
- снижение численности населения снижает потенциальный спрос в настоящем и будущем на услуги клининговых компаний со стороны физических лиц;
- снижение уровня реальных доходов населения определяет его платежеспособность.
Рынок клининговых услуг не стоит на месте и постоянно развивается, появляются новые расходные материалы, а, самое главное, ручной труд постепенно вытесняют автоматизированные машины и оборудование, т.е. технологические факторы – еще один компонент, который влияет на развитие данной отрасли. Внедрение автоматизированных систем позволяет компаниям сократить трудозатраты и стоимость услуг и таким образом увеличить их реализацию.
В области законодательства также происходят постоянные изменения, которые необходимо постоянно учитывать при оказании клининговых услуг. Внедряются новые законы и ГОСТы, ужесточаются СанПины [3].
Анализ рынка клининговых услуг Иркутской области показал, что сегодня этот рынок является высококонкурентным. Очень много появляется и исчезает небольших клининговых компаний, ограничивающих свою деятельность определенным кругом задач. Также на рынке действуют так называемые самозанятые продавцы услуг клининга. Они стремятся получить прибыль с минимальным количеством вложений (дешевый инвентарь и непрофессиональная химия) и за счет этого могут сбивать цены на рынке, что, однако, не может не сказаться на качестве их услуг. В таблице 1 представлен анализ зависимости рынка клининговых услуг от численности населения, средней заработной платы и развития бизнеса в целом. Анализ проведен по городам, входящим в структуру Иркутской области (22 города).
Таблица 1
Факторный анализ зависимости развития рынка клининговых услуг
| Город Иркутской области | Численность населения, чел. [4] | Средняя заработная плата, руб. [4] | Количество предприятий и организаций [4] | Количество клининговых компаний* | 
| Иркутск | 623 562 | 37 000 | 10 440 организаций малого и среднего бизнеса | Около 50 + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Братск | 226 269 | 42 500 | 1 400 организаций малого и среднего бизнеса | Около 25 + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Ангарск | 224 630 | 34 000 | 1 558 организаций малого и среднего 23 крупных предприятия | Около 30 + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Алзамай | 5 749 | 16 000 | 3 организации малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Байкальск | 12 534 | 27 300 | 44 организации малого и среднего бизнеса | 1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
* Столбец составлен на основе анализа официальных сайтов клининговых компаний, интернет-сервисов размещения объявлений.
| Город Иркутской области | Численность населения, чел. [4] | Средняя заработная плата, руб. [4] | Количество предприятий и организаций [4] | Количество клининговых компаний | 
| Бодайбо | 11 982 | 64 500 | 116 организаций малого и среднего бизнеса | 1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Вихоревка | 20 833 | 44 200 | 55 организаций малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Железногорск-Илимский | 22 950 | 41 300 | 72 организации малого и среднего бизнеса | 1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Зима | 30 515 | 37 000 | 83 организации малого и среднего бизнеса | 5 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Киренск | 11 048 | 57 400 | 46 организаций малого и среднего бизнеса | частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Нижнеудинск | 33 616 | 35 200 | 69 организаций малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Саянск | 38 820 | 33 300 | 125 организаций малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Свирск | 12 750 | 42 500 | 33 организации малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Слюдянка | 18 213 | 41 100 | 47 организаций малого и среднего бизнеса | 2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Город Иркутской области | Численность населения, чел. [4] | Средняя заработная плата, руб. [4] | Количество предприятий и организаций [4] | Количество клининговых компаний | 
| Тайшет | 32 671 | 29 000 | 176 организаций малого и среднего бизнеса | 4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Тулун | 39 671 | 36 100 | 158 организаций малого и среднего бизнеса | 4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Усолье-Сибирское | 76 047 | 34 100 | 464 организации малого и среднего бизнеса | Около 20 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Усть-Илимск | 80 419 | 47 300 | 452 организации малого и среднего бизнеса | Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Усть-Кут | 40 783 | 49 000 | 215 организаций малого и среднего бизнеса | Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Черемхово | 50 154 | 32 000 | 117 организаций малого и среднего бизнеса | Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
| Шелехов | 48 423 | 33 200 | 290 организаций малого и среднего бизнеса | Около 15 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга | 
Тенденция развития рынка клининговых услуг показывает зависимость величины спроса на услуги от развития городской инфраструктуры и численности населения. Лидирующие позиции по развитию клининга занимают такие крупные города как Иркутск, Братск, Ангарск, Шелехов. В крупных городах бизнес широко диверсифицирован, имеется множество сервисных компаний и предложений по обслуживанию и поддержке функционирования коммерческой недвижимости, что в условиях крайне «плотного» рынка более чем оправданно. Данные выводы подтверждаются информацией, представленной в таблице 1, из которой видно, что чем крупнее город и развитей его инфраструктура, чем больше населения в нем проживает, тем больше фирм и частных лиц предлагает свои услуги. Причем средняя заработная плата не оказывает существенного влияния на принятие решения об открытии клининговой компании в том или другом городе.
В перспективе развитие рынка клининга Иркутской области напрямую зависит от состояния экономики региона в целом и развития его инфраструктуры.
Основными направлениями развития клининговой отрасли в Иркутской области могут являться:
- совершенствование законодательства в сфере клининовой деятельности;
- повышение профессионализма клинеров за счет получения специализированного обучения;
- применение инновационных технологий при реализации клининговых услуг;
- обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг;
- развития маркетинговых инструментов для продвижения услуг;
- диверсификация бизнеса, например, кроме оказания услуг по уборке, можно организовать продажу инвентаря, оборудования, химии или расходных материалов и др.
1. Российская Федерация. Стандарты. ГОСТ Р 51870-2014 «Националь-ный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - кли-нинговые услуги. Общие технические условия». Текст: электронный. - URL: https://fatumservice.ru/chto-takoe-klining.html (дата обращения: 08.05.22).
2. Коряков А.Г., Басалов С.Г., Баранов Д.Н. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации. - Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 9. - С. 1083-1092.
3. Клининг. Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/theme-klining (дата обращения: 08.05.22).
4. Средние зарплаты и структура населения городов и стран мира. Текст: электронный. - URL: https://bdex.ru/irkutskaya-oblast (дата обращения: 11.05.22).

 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                     
                             
                             
                             
                                                        

