РЫНОК КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ состояния рынка клининговых услуг Иркутской области, выделены его проблемы и определены перспективы развития

Ключевые слова:
рынок, услуга, рынок клининговых услуг, Иркутская область
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Термин клининг происходит от английского «clean», что в переводе означает – убирать, чистить, т.е. клининг – это совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния.

Клининговые услуги деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг [1].

Современный мир не стоит на месте, поэтому услуги по квалифицированной уборке играют большую и очень важную роль в жизни любого человека. Исследования сети Центра развития малого бизнеса говорят о том, что клининговый бизнес приносит более 47 миллиардов долларов каждый год. Данное число отражает повышенный спрос на услуги по клинингу в современном обществе, и этот спрос только формируется из года в год.

Клининговые компании обслуживают частные квартиры и загородные дома, офисы компаний, торговые и развлекательные комплексы, производственные и промышленные предприятия.

Ассортимент клининговых услуг очень широк и разнообразен. Он включает:

- ежедневную уборку жилых помещений;

- генеральную уборку жилых помещений;

- генеральную уборку производственных и офисных помещений;

- уборку после ремонтных работ;

- химическую чистку матрасов, ковровых изделий, мягкой мебели;

- мойку вертикальных поверхностей – стен, фасадов, рекламы, окон, витражей;

- шлифовку и полирову мрамора, гранита и т.д.

Таким образом, бизнес-модель клининговых компаний ориентирована на три сегмента: B2C; В2В; В2G.

B2C (Business to Consumer) – в качестве потребителей услуг выступают физические лица (это ниша уборки квартир, частных домов и коттеджей, т.е. индивидуальных домовладений).

B2B (Business to Business) – в качестве потребителя услуг по уборке выступает другая компания или организация. В большинстве случаев клининговые услуги сегодня на условиях аутсорсинга предоставляются компаниям, располагающим большими торговыми сетями, бизнес-центрами, огромными площадями офисных помещений.

Преимущества от передачи функций по уборке помещений на аутсорсинг для компании следующие:

1. Высокое качество услуг, поскольку сотрудники клининговых компаний должны иметь необходимую специализацию и оснащены специальными средствами и оборудованием для уборки.

2. Экономия средств, поскольку отпадает возможность содержать собственное подразделение по уборке, что приводит к экономии затрат на налоги, связанные с фондом оплаты труда, на профильные отделы не возлагаются дополнительные обязанности и т.д.

3. Продление срока службы мебели за счет применения профессионального оборудования и средств химии, наиболее подходящих для каждого конкретного случая.

4. С точки зрения менеджмента отпадает необходимость распылять время и усилия руководства на вопросы, связанные с поддержанием чистоты помещения, что позволяет концентрироваться на более важных и сложных вопросах развития компании.

5. Различные формы расчетов, скидки и прочие инструменты, применяемые клининговыми компаниями с целью облегчения взаимовыгодного сотрудничества [2].

В2G (Business to Government) – отношения между бизнесом и государством. Клининг в государственных учреждениях включает такие работы как: регулярная уборка вестибюлей, комнат для переговоров, кабинетов, уборных, лестничных пролетов, технических помещений и общих зон; своевременная мойка окон и подоконников, обработки столешниц, ручек, выключателей; обработка антибактериальными гипоаллергенными растворами; очистка ковровых покрытий и уборки пыли; уход за прилегающими территориями.

Что касается рынка клининга в Иркутской области, то он существует 22 года. В 2000 году в городе Иркутске появилась первая компания, предложившая услуги профессиональной уборки, – «Атлас». За последние пятнадцать лет клининг из разряда непонятных слов стал частью повседневной практики торговых комплексов, банков и общественных учреждений. Постепенно на рынок подтягиваются все новые категории потребителей. Сегодня, по мнению специалистов, рынок клининговых услуг всё ещё формируется, о его молодости говорит тот факт, что в области до сих пор нет ни одного специального обучающего центра для подготовки профессиональных клинеров.

На развитие рынка клининговых услуг в Иркутской области оказывает влияние множество факторов макроокружения.

В современных реалиях существенное влияние на данный вид услуг оказывает политическая ситуация в стране и за ее пределами. Отказ многих зарубежных компаний от поставок своей продукции в Россию заставил руководство клининговых компаний решать вопрос импортозамещения. 

К экономическим факторам, влияющим на развитие данного вида услуг, относятся:

- снижение динамики ВРП, по которому можно судить о снижающейся динамике экономической ситуации в регионе;

- усиление контроля над клининговой отраслью со стороны федеральной налоговой службы;

- повышение уровня инфляции, оказывающее значительное влияние на стоимость услуг.

Социальные факторы, оказывающие влияние на рынок клининговых услуг, включают:

- снижение численности населения снижает потенциальный спрос в настоящем и будущем на услуги клининговых компаний со стороны физических лиц;

- снижение уровня реальных доходов населения определяет его платежеспособность.

Рынок клининговых услуг не стоит на месте и постоянно развивается, появляются новые расходные материалы, а, самое главное, ручной труд постепенно вытесняют автоматизированные машины и оборудование, т.е. технологические факторы – еще один компонент, который влияет на развитие данной отрасли. Внедрение автоматизированных систем позволяет компаниям сократить трудозатраты и стоимость услуг и таким образом увеличить их реализацию.

В области законодательства также происходят постоянные изменения, которые необходимо постоянно учитывать при оказании клининговых услуг. Внедряются новые законы и ГОСТы, ужесточаются СанПины [3].

Анализ рынка клининговых услуг Иркутской области показал, что сегодня этот рынок является высококонкурентным. Очень много появляется и исчезает небольших клининговых компаний, ограничивающих свою деятельность определенным кругом задач. Также на рынке действуют так называемые самозанятые продавцы услуг клининга. Они стремятся получить прибыль с минимальным количеством вложений (дешевый инвентарь и непрофессиональная химия) и за счет этого могут сбивать цены на рынке, что, однако, не может не сказаться на качестве их услуг. В таблице 1 представлен анализ зависимости рынка клининговых услуг от численности населения, средней заработной платы и развития бизнеса в целом. Анализ проведен по городам, входящим в структуру Иркутской области (22 города).

Таблица 1

Факторный анализ зависимости развития рынка клининговых услуг

Город Иркутской области

Численность населения, чел.

[4]

Средняя заработная плата, руб.

[4]

Количество предприятий и организаций

[4]

Количество клининговых компаний*

Иркутск

623 562

37 000

10 440 организаций малого и среднего бизнеса

Около 50 + частные лица, предлагающие услуги клининга

Братск

226 269

42 500

1 400 организаций малого и среднего бизнеса

Около 25 + частные лица, предлагающие услуги клининга

Ангарск

224 630

34 000

1 558 организаций малого и среднего

23 крупных предприятия

Около 30 + частные лица, предлагающие услуги клининга

Алзамай

5 749

16 000

3 организации малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Байкальск

12 534

27 300

44 организации малого и среднего бизнеса

1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга

* Столбец составлен на основе анализа официальных сайтов клининговых компаний, интернет-сервисов размещения объявлений.

 

 

Город Иркутской области

Численность населения, чел.

[4]

Средняя заработная плата, руб.

[4]

Количество предприятий и организаций

[4]

Количество клининговых компаний

Бодайбо

11 982

64 500

116 организаций малого и среднего бизнеса

1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга

Вихоревка

20 833

44 200

55 организаций малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Железногорск-Илимский

22 950

41 300

72 организации малого и среднего бизнеса

1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга

Зима

30 515

37 000

83 организации малого и среднего бизнеса

5 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

Киренск

11 048

57 400

46 организаций малого и среднего бизнеса

частные лица, предлагающие услуги клининга

Нижнеудинск

33 616

35 200

69 организаций малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Саянск

38 820

33 300

125 организаций малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Свирск

12 750

42 500

33 организации малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Слюдянка

18 213

41 100

47 организаций малого и среднего бизнеса

2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

 

 

 

Город Иркутской области

Численность населения, чел.

[4]

Средняя заработная плата, руб.

[4]

Количество предприятий и организаций

[4]

Количество клининговых компаний

Тайшет

32 671

29 000

176 организаций малого и среднего бизнеса

4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Тулун

39 671

36 100

158 организаций малого и среднего бизнеса

4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга

Усолье-Сибирское

76 047

34 100

464 организации малого и среднего бизнеса

Около 20 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

Усть-Илимск

80 419

47 300

452 организации малого и среднего бизнеса

Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

Усть-Кут

40 783

49 000

215 организаций малого и среднего бизнеса

Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

Черемхово

50 154

32 000

117 организаций малого и среднего бизнеса

Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

Шелехов

48 423

33 200

290 организаций малого и среднего бизнеса

Около 15 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга

 

Тенденция развития рынка клининговых услуг показывает зависимость величины спроса на услуги от развития городской инфраструктуры и численности населения. Лидирующие позиции по развитию клининга занимают такие крупные города как Иркутск, Братск, Ангарск, Шелехов. В крупных городах бизнес широко диверсифицирован, имеется множество сервисных компаний и предложений по обслуживанию и поддержке функционирования коммерческой недвижимости, что в условиях крайне «плотного» рынка более чем оправданно. Данные выводы подтверждаются информацией, представленной в таблице 1, из которой видно, что чем крупнее город и развитей его инфраструктура, чем больше населения в нем проживает, тем больше фирм и частных лиц предлагает свои услуги. Причем средняя заработная плата не оказывает существенного влияния на принятие решения об открытии клининговой компании в том или другом городе.

В перспективе развитие рынка клининга Иркутской области напрямую зависит от состояния экономики региона в целом и развития его инфраструктуры.

Основными направлениями развития клининговой отрасли в Иркутской области могут являться:

- совершенствование законодательства в сфере клининовой деятельности;

- повышение профессионализма клинеров за счет получения специализированного обучения;

- применение инновационных технологий при реализации клининговых услуг;

- обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг;

- развития маркетинговых инструментов для продвижения услуг;

- диверсификация бизнеса, например, кроме оказания услуг по уборке, можно организовать продажу инвентаря, оборудования, химии или расходных материалов и др.

Список литературы

1. Российская Федерация. Стандарты. ГОСТ Р 51870-2014 «Националь-ный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - кли-нинговые услуги. Общие технические условия». Текст: электронный. - URL: https://fatumservice.ru/chto-takoe-klining.html (дата обращения: 08.05.22).

2. Коряков А.Г., Басалов С.Г., Баранов Д.Н. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации. - Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 9. - С. 1083-1092.

3. Клининг. Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/theme-klining (дата обращения: 08.05.22).

4. Средние зарплаты и структура населения городов и стран мира. Текст: электронный. - URL: https://bdex.ru/irkutskaya-oblast (дата обращения: 11.05.22).

Войти или Создать
* Забыли пароль?