Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается социально-психологическая адаптация студентов первого курса, а также выделяются основные формы адаптации

Ключевые слова:
социально-психологическая адаптация, первокурсник, учебный процесс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями, в основном, потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Студент первого курса не только знакомится со своей новой группой, но и с преподавателями. У студентов первого курса отсутствуют навыки самостоятельной работы. Они испытываю определенные трудности в обучении, так как студенты не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Использование информационно-компьютерных технологий обучения является наиболее эффективным решением проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Работая с электронными ресурсами, студент первого курса учиться отбирать и структурировать необходимый материал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Применение новых информационных технологий не только помогает студенту стать субъектом учебной деятельности, но и повышает его академическую активность.

На начальном периоде вузовской адаптации в связи с освоением студентами новой информации (об условиях среды, деятельности) претерпевают изменения их представления о предстоящей деятельности и об особенностях новой социальной среды. Затем изменяется самооценка и уровень притязаний личности. Далее на основе новых представлений о деятельности и среде перестраивается или подстраивается структура опыта. Корригируется направленность личности на себя, на свою деятельность и свое социальное окружение [2].

Успешность адаптационного процесса является решением задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.

Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде служит:

- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Преподаватели и студенческий профком помогают первокурсникам адаптироваться к условиям вуза. Первого сентября проводится торжественный ритуал празднования «Дня знаний», который включает в себя:

- собрание первокурсников, выступление ректора, деканов, заведующих кафедрами,

- торжественное вручение студенческих билетов и зачетных книжек.

Деканы и кураторы знакомят студентов-первокурсников с Уставом вуза, информируют студентов об основных направлениях научных исследований кафедр, формируют у студентов понимания общественной значимости выбранной профессии, этики ученого-исследователя, знакомят студентов с основами научной организации учебного процесса, культуры интеллектуального труда, проводятся занятия по организации самостоятельной работы студентов. В начале учебного года проводится такое мероприятие как «Посвящение в студенты». А также читается курс «Введение в специальность». В рамках этого курса уделяется внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда. Для контроля самостоятельной работы студентов, ежемесячно выставляется аттестация.

Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Помимо этого, кураторы групп проводят знакомство с историей вуза.

Социально-психологическая адаптация отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, восприятия, воли и способностей. Психологический аспект адаптации – это способность человека существовать в обществе согласно требованиям этого общества Социальная адаптация – способность человека приспосабливаться к социальной среде [1].

По мнению И.В. Коровиной, в социально-психологической адаптации студентов в вузе принято различать:

– деятельностную адаптацию, то есть адаптация к условиям учебной деятельности. Студент должен приспособиться к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному;

социально-психологическую адаптацию, то есть адаптация к группе, включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций. Учебный коллектив имеет двойную структуру. С одной стороны учебную группу можно рассматривать как объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов и кураторов, которые определяют многие особенности студенческого коллектива. С другой стороны – это достаточно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям. Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения [5].

– профессиональную адаптацию – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Студент должен усвоить профессиональные знания, умения и навыки, качества.

Заметим, что деление адаптации на структурные компоненты является достаточно условным. «Человек адаптируется как целостная структура, как организм (физиологическая адаптация); как индивид (психологическая адаптация); как личность (социальная адаптация); как субъект труда (профессиональная адаптация); как субъект учебной деятельности (учебная адаптация)» [5].

Различают три формы адаптации первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Классическим разделением этапов адаптации является рассмотрение первичной и вторичной адаптации. Первичная адаптация – период первоначального включения студента в учебный процесс, в среду университета и в коллектив. Вторичная адаптация включает последующий период профессионального становления [2, 3]. Ю.К. Бабанский охарактеризовал адаптацию студентов как последовательное прохождение трех этапов: определяющего, когда происходит ломка школьных стереотипов и формирование нового (1-3 семестры); накопительного (4-6 семестры) и завершающего (7-10 семестры) [6].

Выделяя этапы вузовской адаптации необходимо учитывать, что и сама вузовская адаптация рассматривается как этап производственной адаптации (как преадаптация к профессиональной деятельности). Это касается, прежде всего, профессионального компонента вузовской адаптации. При этом данный этап производственной адаптации (первый) характеризуется как вхождение в роль профессионала, ознакомление с традициями профессии.

Список литературы

1. Андреева, Д. А. О понятии адаптация // Человек и общество: ЛГУ, 1973.

2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334 с.

3. Дмитриева, М. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие [Текст] / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева, Л. Н. Корнеева; ред. Г. С. Никифоров; - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.

4. Карпов, А. В. Психология профессиональной адаптации: монография [Текст] / А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.

5. Коровина, И. В. Научное обоснование организационного обеспече-ния профилактики заболевания у студентов на уровне муниципальной поликлиники. // Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2005.

6. Педагогика высшей школы [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 480 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?