Россия
В статье рассмотрены понятия «компетенция» и «компетентность». Также определятся основная суть «информационной компетентности» в системе высшего образования
информационная компетентность, компетентность, информационные технологии
Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетентность», который имеет различные трактовки. Понятие «информационная компетентность» состоит из таких составляющих как: «информация» и «компетентность».
«Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем».
Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению определенной деятельности.
«Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей».
Компетентность включает в себя:
- способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни. Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт;
- авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее;
- готовность взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт. Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания;
- принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.
Навыком современного специалиста является информационная компетентность, которая направлена на получение, анализ и обработку, а также дальнейшее использование информации.
Впервые термин «информационная компетентность» был использован в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе: изучать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.
Е. В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями [1].
Д. С. Ермаков придерживается этой же точки зрения. Он определяет информационную компетентность как «осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт самостоятельной информационной деятельности» [2].
Н.А. Афанасьева полагает, что «информационная компетентность выступает основой как информационной, так и будущей профессиональной деятельности, подразумевающей умение находить, оценивать, перерабатывать и использовать в педагогической деятельности необходимую информацию, а также основой для освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в трудовой жизни» [7].
По мнению В. Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими [3].
О. Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств [4].
С. Д. Каракозов рассматривает информационную компетентность как элемент «информационной культуры личности», которая «представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [6].
Таким образом, информационная компетенция состоит из знаний и умений работы с информацией на основе новых информационных технологий и решений повседневных учебных задач средствами новых информационных технологий [5].
Информационная компетентность – это способность находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений.
Согласно стандарту информационной компетентности, принятый в 2006 году Американской Ассоциацией Библиотек, информационно грамотный обучающийся должен быть также в состоянии:
- формулировать вопросы, основанные на информационной потребности;
- идентифицировать ключевые понятия и сроки, которые описывают информационную потребность;
- понимать, что информация может быть объединена с оригинальной мыслью;
- производить новую информацию из имеющейся;
- знать, как информация производится, организуется и распространяется;
- понимать взаимосвязь информации, знания и учебных дисциплин;
- уметь различать ресурсы, ориентированные на разные аудитории и имеющие различные цели (например, отличать популярный ресурс от академического);
- дифференцировать первичные и вторичные источники;
- определять пригодность полученной информации и принимать решение по расширению информационного поиска;
- рассматривать целесообразность изучения нового языка или получения навыка для сбора необходимой информации и / или понимания контекста;
- составлять реалистичный план и график приобретения необходимой информации.
Таким образом, информационная компетентность – одна из основных компетентностей. Владение данной компетентностью является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.
1. Петрова, Е. В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
2. Ермаков, Д. С. Информационная компетентность: получение знаний из ин-формации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
3. Бурмакина, В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н. Информационно-коммуника-ционно-технологическая компетентность: метоlbческое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
4. Ионова, О. Н. Формирование ин-формационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
5. Составляющие понятия «информационная компетенция»// Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций (Текст): материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 нояб. 2009 г. / Учреждение Рос. акад. Образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. Ч.3. 254 с. C.184-186
6. Каракозов, С. Д. Введение в ком-пьютерные сети. Педагогические ресурсы компьютерных сетей. Барнаул: БГПУ, 1996.
7. Афанасьева, Н. А. Ситуативные задачи как средство формирования инфор-мационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 08.02.2012 / Афанасьева Нина Александровна. - Брянск, 2012. - 157 с.