Россия
Россия
Рассмотрен пример разработки автоматизированной системы расчёта оптимальных маршрутов движения при транспортировке смазочных материалов
Автоматизированная система расчёта, автоматизированные информационные системы
В современном мире часто приходится пользоваться услугами по доставке того или иного груза. Грузоперевозки оказывают незаменимую помощь в жизни нашего общества.
В условиях жёстких капиталистических отношений для автотранспортных предприятий основной целью деятельности является получение прибыли, которая обеспечит рентабельность перевозок. Для этого требуется повышать качество обслуживания конечных потребителей, сокращая издержки на доставку грузов и обслуживание средств перевозки.
Одним из способов сократить издержки на перевозку является построение оптимального маршрута. Чтобы достигнуть цели построения оптимального маршрута, требуется решить следующие задачи:
- заполнение массива данных по обслуживаемым потребителям с указанием их географических координат;
- определение транспортных средств для перевозки;
- нахождение кратчайшего маршрута с помощью методов оптимизации;
- ручное изменение маршрута по мере необходимости;
- запись в список маршрутов;
- вывод на карту найденного маршрута;
- печать готовой карты маршрута.
Решением поставленных задач обеспечивается создание полноценной автоматизированной информационной системы, способной сократить временные затраты на организацию перевозок, их непосредственное выполнение, ведение контроля за их состоянием и как следствие – повышение качества услуг, оказываемых фирмой, и ее конкурентоспособности.
Автоматизированная система расчёта оптимального маршрута между городскими объектами ориентирована на фирмы, которые стремятся наилучшим образом управлять транспортными перевозками [1].
Исходной информацией для решения подобных задач служит карта автомобильных дорог с указанием географических координат расположения потребителей, исходной и конечной точек маршрута [2] (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Графическое представление транспортной сети при транспортировке смазочных материалов
Алгоритмическая сложность нахождения оптимального пути перевозок будет равна (n-1)! для ассиметричной задачи и (n-1)!/2 для симметричной задачи. Так, для 6 потребителей в случае ассиметричной задачи количество маршрутов равно 120, а для симметричной задачи – 60. Поэтому полный перебор вариантов не будет являться оптимальным для расчёта кратчайшего маршрута, здесь требуется применить один из алгоритмов оптимизации.
1. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов. - Омск: - Изд-во СибАДИ, 1996. - 237 с.
2. Троицкая Н.А., Шилимов М.В. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов. М.: КНОРУС, 2010. - 232 с.