Russian Federation
Russian Federation
An example of the development of an automated system for calculating optimal traffic routes for the transportation of lubricants is considered
automated calculation system, automated information systems
В современном мире часто приходится пользоваться услугами по доставке того или иного груза. Грузоперевозки оказывают незаменимую помощь в жизни нашего общества.
В условиях жёстких капиталистических отношений для автотранспортных предприятий основной целью деятельности является получение прибыли, которая обеспечит рентабельность перевозок. Для этого требуется повышать качество обслуживания конечных потребителей, сокращая издержки на доставку грузов и обслуживание средств перевозки.
Одним из способов сократить издержки на перевозку является построение оптимального маршрута. Чтобы достигнуть цели построения оптимального маршрута, требуется решить следующие задачи:
- заполнение массива данных по обслуживаемым потребителям с указанием их географических координат;
- определение транспортных средств для перевозки;
- нахождение кратчайшего маршрута с помощью методов оптимизации;
- ручное изменение маршрута по мере необходимости;
- запись в список маршрутов;
- вывод на карту найденного маршрута;
- печать готовой карты маршрута.
Решением поставленных задач обеспечивается создание полноценной автоматизированной информационной системы, способной сократить временные затраты на организацию перевозок, их непосредственное выполнение, ведение контроля за их состоянием и как следствие – повышение качества услуг, оказываемых фирмой, и ее конкурентоспособности.
Автоматизированная система расчёта оптимального маршрута между городскими объектами ориентирована на фирмы, которые стремятся наилучшим образом управлять транспортными перевозками [1].
Исходной информацией для решения подобных задач служит карта автомобильных дорог с указанием географических координат расположения потребителей, исходной и конечной точек маршрута [2] (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Графическое представление транспортной сети при транспортировке смазочных материалов
Алгоритмическая сложность нахождения оптимального пути перевозок будет равна (n-1)! для ассиметричной задачи и (n-1)!/2 для симметричной задачи. Так, для 6 потребителей в случае ассиметричной задачи количество маршрутов равно 120, а для симметричной задачи – 60. Поэтому полный перебор вариантов не будет являться оптимальным для расчёта кратчайшего маршрута, здесь требуется применить один из алгоритмов оптимизации.
1. Safronov E. A. Transportnye sistemy gorodov. - Omsk: - Izd-vo SibADI, 1996. - 237 s.
2. Troickaya N.A., Shilimov M.V. Transportno-tehnologicheskie shemy perevozok otdel'nyh vidov gruzov. M.: KNORUS, 2010. - 232 s.