student
Russian Federation
An example of the development of an automated system for calculating optimal traffic routes for the transportation of lubricants is considered
automated calculation system, automated information systems
В современном мире часто приходится пользоваться услугами по доставке того или иного груза. Грузоперевозки оказывают незаменимую помощь в жизни нашего общества.
В условиях жёстких капиталистических отношений для автотранспортных предприятий основной целью деятельности является получение прибыли, которая обеспечит рентабельность перевозок. Для этого требуется повышать качество обслуживания конечных потребителей, сокращая издержки на доставку грузов и обслуживание средств перевозки.
Одним из способов сократить издержки на перевозку является построение оптимального маршрута. Чтобы достигнуть цели построения оптимального маршрута, требуется решить следующие задачи:
- заполнение массива данных по обслуживаемым потребителям с указанием их географических координат;
- определение транспортных средств для перевозки;
- нахождение кратчайшего маршрута с помощью методов оптимизации;
- ручное изменение маршрута по мере необходимости;
- запись в список маршрутов;
- вывод на карту найденного маршрута;
- печать готовой карты маршрута.
Решением поставленных задач обеспечивается создание полноценной автоматизированной информационной системы, способной сократить временные затраты на организацию перевозок, их непосредственное выполнение, ведение контроля за их состоянием и как следствие – повышение качества услуг, оказываемых фирмой, и ее конкурентоспособности.
Автоматизированная система расчёта оптимального маршрута между городскими объектами ориентирована на фирмы, которые стремятся наилучшим образом управлять транспортными перевозками [1].
Исходной информацией для решения подобных задач служит карта автомобильных дорог с указанием географических координат расположения потребителей, исходной и конечной точек маршрута [2] (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Графическое представление транспортной сети при транспортировке смазочных материалов
Алгоритмическая сложность нахождения оптимального пути перевозок будет равна (n-1)! для ассиметричной задачи и (n-1)!/2 для симметричной задачи. Так, для 6 потребителей в случае ассиметричной задачи количество маршрутов равно 120, а для симметричной задачи – 60. Поэтому полный перебор вариантов не будет являться оптимальным для расчёта кратчайшего маршрута, здесь требуется применить один из алгоритмов оптимизации.
1. Safronov E. A. Transportnye sistemy gorodov. - Omsk: - Izd-vo SibADI, 1996. - 237 s.
2. Troickaya N.A., Shilimov M.V. Transportno-tehnologicheskie shemy perevozok otdel'nyh vidov gruzov. M.: KNORUS, 2010. - 232 s.