ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ КРЕПЕЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ С МОДИФИЦИРОВАННЫМ ПРОФИЛЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены конструктивные особенности резьбовых соединений с нерегулярной геометрией витков различных участков посадочного конца крепежной резьбовыдавливающей детали. Представлены особенности модификации резьбовых профилей для создания удерживающих напряжений в контакте деталь-корпус. Проанализированы возможные технические свойства таких соединений

Ключевые слова:
крепежные детали, резьбовые соединения, нарезная часть, резьбовыдавливающий винт, нерегулярный шаг, вибростойкость, самоотвинчивание, стопорящие свойства, теоретический профиль, модифицированный профиль
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Конфигурацию витков резьбового соединения осуществляют следующими способами: смещением наружного, внутреннего и среднего диаметров, изменением углов боковых сторон профиля, смещением шага, изменением конфигурации боковых сторон. Возможные варианты этих действий описаны в работах [1, 2].

Модификации профилей резьбы подвергается как вся нарезная часть винтов, так и их отдельных участков. Участки формируются таким образом, чтобы они выполняли какие-то служебные функции. Геометрия участков формируется плоской накаткой на специальных секционированных плашках, профиль секций которых зеркален относительно профиля участков винта [3].

На рисунке 1 представлены конфигурации трех участков винта. Первый выдавливает резьбу и имеет угловое смещение влево относительно теоретического профиля (а). Витки второго участка имеют занижение по линии среднего диаметра, но с боковыми сторонами, соответствующими теоретическому профилю (б). В этом случае на участке создается натяг по правой боковой стороне (заштрихован). Это создает растягивающие напряжения σр  в корпусе на стыке участков I-II. Профиль третьего, затяжного участка (в) имеет занижение по среднему диаметру и правую сторону, соответствующую деформирующему профилю, а левая сторона, в свою очередь, соответствует теоретическому профилю. В связи с этим, в области основания витков третьего участка образуется натяг, создающий сжимающие напряжения в корпусе между витками II-III участков.

Рисунок 1 – Участки посадочной части резьбовыдавливающего винта:

I – деформирующий участок; II – направляющая часть; III – участок затяжки.

Применение модифицированных резьб в различных областях практики решает много различных задач:

- повышение статической прочности (несущей способности) и осевой жесткости соединений;

- для создания в сопряжении сжимающих или растягивающих напряжений и формирования необходимого закона распределения напряжений по длине резьбового контакта;

- повышение стопорящих свойств и вибростойкости соединений;

- увеличения числа повторных сборок-разборок соединений.

Список литературы

1. Березин, С.Я. Особенности применения деталей с нерегулярным шагом в резьбовых соединениях // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2019. № 7, с. 23 - 26.

2. Березин, С.Я. Научные основы технологии сборочно-резьбообразующих процессов. Монография / С. Я. Березин, Р. Е. Чумаков, В. Н. Леонов. - Чита: ЗабГПУ, 2005. (Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского). - 213 с.

3. Березин, С.Я. Исследование стопорящих свойств резьбообразующих деталей с модифицированным профилем и осевым натягом в соединениях /Современные технологии сборки: Матер. VII международ. науч.-техн. семинара. 21-22 окт. 2021. - М.: Издательство Московский Политех. С. 40-48.

Войти или Создать
* Забыли пароль?