Россия
Описана методика оценки социально-экономических и экологических эффектов от внедрения интеллектуальных транспортных систем, отличительной особенностью которых является учет динамического прогнозирования показателей
интеллектуальные транспортные системы, транспортная инфраструктура, процесс аналитической иерархии, оценка жизненного
Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих сегодня на государственном уровне, является обеспечение мобильности граждан в городской среде. Современный уровень развития городских территорий зачастую не позволяет решать задачу удовлетворения потребностей населения в передвижениях за счет строительства новых дорог и транспортной инфраструктуры. Развитие в области транспорта в настоящее время направлено на оптимизацию использования существующих объектов путем эффективного планирования, управления и обслуживания. Это стало возможным благодаря внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В свою очередь функционирование ИТС требует формирование инновационного подхода к оценке эффективности, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между использованием ИТС и повышением социально-экономической и экологической составляющей работы транспортного комплекса [1].
На этапе внедрения ИТС оцениваются с использованием линейных фиксированных наборов данных, однако к этому процессу стоит подходить с учетом динамического прогнозирования экологических и социально-экономических показателей с использованием переменных данных, что позволит более точно оценивать последствия принимаемых решений [2]. Таким образом, определение эффективности от внедрения ИТС должно представлять интегрированный стратегический алгоритм, включающий оценку жизненного цикла с определением приоритетов развития структурных составляющих. Предлагаемая методика проиллюстрирована на рисунке 1.
Рисунок 1 – Интегрированная методика оценки социально-экономических и экологических эффектов от внедрения ИТС
Для распределения приоритетов в элементах транспортной инфраструктуры предлагается применение системы поддержки принятия решений, основанной на структурах доверия Демпстера-Шефера в сочетании с процессом аналитической иерархии (АНР). Обоснование комплексного применения данных методов заключается в том, что АНР в отдельности не оценивает важность различных типов показателей [1].
Решения о реализации многих транспортных проектов основаны на субъективных соображениях, в том числе на приоритизации конкретных социально-экономических или экологических показателей. Таким образом, преимущество в использовании комплексного метода, заключается в отражении как объективных количественных, так и субъективных качественных данных. Предложенная методика оценки эффектов от внедрения ИТС должна совершенствоваться по мере накопления опыта ее внедрения и эксплуатации в городской среде. Дальнейшая разработка методики может включать изменения состава оцениваемых показателей, а также их численные значения.
1. Kolosz, B. W. A Macroscopic forecasting framework for estimating socio-economic and environmental performance of intelligent transport highways / B. W. Kolosz, S. M. Grant-Muller, K. Djemame // IEEE Transactions on Intelligent Transpor-tation Systems. - 2014. - vol.15 (2). - pp. 723-736.
2. Михайлов, А. Ю. Интегральный критерий оценки качества функциони-рования улично-дорожных сетей / А. Ю. Михайлов. - Текст : непосредственный // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2004. - № 2. - С. 50-53.