В статье рассматривается группа глаголов конкретной физической деятельности с определенными лексическими группами существительных
сочетаемость, глаголы конкретной физической деятельности, абстрактные существительные
В классе динамических глаголов выделяется группа глаголов конкретной физической деятельности. Эта группа является одной из наиболее обширных и семантически разнообразных групп английского языка. Детальное исследование всех групп этих глаголов провести очень сложно. В работе рассмотрены только глаголы, зафиксированные в сочетаниях с абстрактными существительными в роли подлежащего.
С общефилософской точки зрения «деятельность» определяется как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность» [3].
В лингвистическом аспекте глаголы конкретной физической деятельности характеризуются наличием в их семантике компонента активности. Как указывает Т.Б. Алисова, присутствие компонента активности в семантике глаголов открывает факультативную позицию цели [1].
Как следует из определения деятельности по философскому словарю, глаголы конкретной физической деятельности должны иметь в позиции подлежащего только название одушевленного предмета, т.е. лицо. Лицо-субъект выступает при этих глаголах как активный производитель действия.
Как известно, ведущей семой динамических глаголов является сема активности, а, значит, эта сема характерна, и для глаголов деятельности, так как они входят в этот класс глаголов. Активность исходит от действующего лица. Это лицо определенным образом воздействует на объект, вызывая в нем определенные изменения, т.е. в процессе действия субъекта объект создается, изменяется или уничтожается.
Таким образом, типичным в структуре предложений с глаголами конкретной физической деятельности является наличие, как активного субъекта, так и создаваемого объекта. Однако, как отмечает В.Ю. Иванюк, глаголы действия обозначают активное поведение субъекта независимо от того направлено ли действие на объект или нет [2].
Из группы глаголов конкретной физической деятельности в сочетании с абстрактными существительными в роли подлежащего были отмечены глаголы: work, create, operate, produce, make, do, break, burst, burn, tear, strike, lash, pick, penetrate, stick, т.е. глаголы со значением либо созидания, либо разрушения объекта.
Как видно из перечисленных глаголов, эта группа неоднородна по своему значению. Так, например, подгруппа глаголов: produce, create, do, operate, make содержит в своем основном номинативном значении указание на результат деятельности субъекта. Подгруппа глаголов: break, burst, burn, tear содержит в своем основном номинативном значении сему изменения состояния объекта, т.е. обязательно предполагает уже созданный объект, в котором происходят существенные изменения. Подгруппа глаголов: strike, lash, pick, stick содержит в своем основном номинативном значении указание на некоторый физический контакт между двумя объектами, но из употребления этих глаголов не обязательно следует, что объекты подверглись существенному изменению [4].
1. Алисова, Т. Б. Именные члены предложения и их семантические функции // Филологические науки. - 1970. №2. С. 77-88.
2. Иванюк, В. Ю. Влияние семантики глагола на реализацию его категории времени в современном немецком языке. Автореф. Дис…канд. филол. наук. - Киев, 1989. - 24 с.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 840 с.
4. Филлмор, Ч. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1981. - Вып. 16. - С. 496-530.