В статье рассматривается проблема подготовки медиа компетентного специалиста экономической сферы. Данная проблема может быть решена в сочетании с медиаоб-разованием, которое в настоящее время привлекает к себе большое внимание
медиа компетентность, рынок труда, информационное общество, медиаобразование
В проекте концепции модернизации российского образования указываются необходимые условия достижения нового качества профессионального образования: прогнозирование потребностей рынка труда, повышение эффективности рынка профессионального образования, устранение диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Перед системой экономического образования ставятся задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу экономической культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста [1].
Однако в документах в области образования, в государственных стандартах, в том числе и по экономическим специальностям, понятие «компетентный конкурентоспособный специалист» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы.
Кроме того, необходимо отметить, что в последние десятилетия XX века в научный обиход прочно входит понятие «информационное общество». На втором международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования XXI век характеризуется как – «эра знаний, информации и коммуникации» [3]. В связи с этим, общество, в котором происходит постоянная смена технологической ситуации, революция в информации и коммуникации, нуждается в возросшей мобильности рабочей силы и человеческого капитала.
Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются медиа компетентностью личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.
Быстрые темпы развития науки и техники, информационных технологий приводят к тому, что современный специалист постоянно оказывается в таких условиях, когда ему необходимо решать возникающие проблемы, которые для него являются не только новыми, но и неожиданными. Для решения таких проблем требуется перестройка сознания, оригинальность мышления, умение увидеть и осознать затруднение, быстро ориентироваться в новых условиях, способность к догадке и интуиции. Авторы многочисленных работ отмечают, что современная система образования переживает глубокий кризис не только в нашей стране, но и во многих западных странах. Принимая во внимание, и не умаляя положения, выдвинутые исследователями, можно утверждать, что влияние средств массовой коммуникации на жизнь общества в ее различных аспектах (информационном, психологическом), технологии манипуляции человеческим сознанием затронули и образовательный процесс [2].
В современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны общества. Образование выступает как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования и в этом смысле необходимо разработать модель образования, чтобы оно функционировало как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения.
1. Кузьминов, Я. И., Фрумин, И.Д. Российское образование - 2020 : модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
2. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995.