Россия
. В статье рассматривается вопрос об использования метода кейсов в процессе преподавания иностранного языка. Метод кейсов представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение обучающимся своего творческого потенциала и креативности
кейс-метод, процесс обучения, коммуникативные навыки, групповая работа
Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case – случай, а case study – это обучающий случай. Суть метода заключается в использовании конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Кейс-метод является сложным явлением. Данный метод должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты. Также он должен иметь стабильный набор характеристик.
По мнению Т.И. Авдеевой, данный метод основан на активном использовании мультимедийных технологий, видеоматериалов, презентаций [1, с. 81].
Т.Г. Бортникова определяет цель метода как анализ ситуации и нахождение конкретного решения. Окончание процесса анализа – обсуждение и выбор лучших стратегий в контексте поставленной проблемы [2, с. 147].
С помощью кейс-метода представляется возможным развить творческие, исследовательские и коммуникативные навыки работы в группе; развивается самостоятельность мышления, умение аргументировать и учитывать чужое мнение. Основанный на конкретной ситуации и содержащий фактический материал кейс требует от ученика подробного анализа и решения. Работа в группе позволяет принимать общие решения.
Важно помнить, что при решении кейса могут быть использованы различные решения, вопросы не имеют одного единственно верного ответа. Таким образом, кейс-метод даёт возможность не воспринимать готовое знание, а находить истину самим в процессе решения задачи.
Преподаватель исполняет роль ведущего. Преподаватель должен направлять беседу, поддерживать живой интерес к обсуждению вопроса и фиксировать ответы. Преподаватель оценивает результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности [3].
Одной из основных задач преподавателя, использующего кейс-метод, является вовлечение обучающихся в анализ, обсуждение и решение проблем. Для этого очень важно выполнение двух условий: материал кейса должен представлять для обучающихся профессиональный интерес. Он должен предусматривать возможность личного вклада обучающегося в своё образование и в образование своей «команды». Интересный материал и возможность применения профессиональных знаний стимулирует участие в дискуссии. Желание решить проблему побуждает обучающихся не просто прочесть кейс, но тщательно его изучить, овладеть фактами и деталями. В ходе такого изучения обучающийся овладевает новой лексикой, идиомами, новыми синтаксическими структурами, которые очень часто встречаются в тексте. Обучающимся приходится выступать перед группой, обосновывать свое мнение на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику не только обнаружить свои слабые стороны, но и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи [4, с. 97].
1. Авдеева, Т. И., Высокос, М. И. Применение метода case-study в преподавании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - No10-2. - С. 81-83.
2. Бортникова, Т. Г. Использование case-study в ходе обучения основам межкультурной коммуникации // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - No4. - С. 145-149.
3. Гончарова, М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю. Б. Кузьменковой. - М.: Центр по изуче-нию взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
4. Айкина, Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. No 1 (129). С. 58-60.