Russian Federation
The article deals with the issue of using the case method in the process of teaching a foreign language. The case method is one of the methods for solving complex problems that do not have a clear structure and involve the use of students' creativity and creativity
case method, learning process, communication skills, group work
Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case – случай, а case study – это обучающий случай. Суть метода заключается в использовании конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Кейс-метод является сложным явлением. Данный метод должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты. Также он должен иметь стабильный набор характеристик.
По мнению Т.И. Авдеевой, данный метод основан на активном использовании мультимедийных технологий, видеоматериалов, презентаций [1, с. 81].
Т.Г. Бортникова определяет цель метода как анализ ситуации и нахождение конкретного решения. Окончание процесса анализа – обсуждение и выбор лучших стратегий в контексте поставленной проблемы [2, с. 147].
С помощью кейс-метода представляется возможным развить творческие, исследовательские и коммуникативные навыки работы в группе; развивается самостоятельность мышления, умение аргументировать и учитывать чужое мнение. Основанный на конкретной ситуации и содержащий фактический материал кейс требует от ученика подробного анализа и решения. Работа в группе позволяет принимать общие решения.
Важно помнить, что при решении кейса могут быть использованы различные решения, вопросы не имеют одного единственно верного ответа. Таким образом, кейс-метод даёт возможность не воспринимать готовое знание, а находить истину самим в процессе решения задачи.
Преподаватель исполняет роль ведущего. Преподаватель должен направлять беседу, поддерживать живой интерес к обсуждению вопроса и фиксировать ответы. Преподаватель оценивает результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности [3].
Одной из основных задач преподавателя, использующего кейс-метод, является вовлечение обучающихся в анализ, обсуждение и решение проблем. Для этого очень важно выполнение двух условий: материал кейса должен представлять для обучающихся профессиональный интерес. Он должен предусматривать возможность личного вклада обучающегося в своё образование и в образование своей «команды». Интересный материал и возможность применения профессиональных знаний стимулирует участие в дискуссии. Желание решить проблему побуждает обучающихся не просто прочесть кейс, но тщательно его изучить, овладеть фактами и деталями. В ходе такого изучения обучающийся овладевает новой лексикой, идиомами, новыми синтаксическими структурами, которые очень часто встречаются в тексте. Обучающимся приходится выступать перед группой, обосновывать свое мнение на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику не только обнаружить свои слабые стороны, но и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи [4, с. 97].
1. Avdeeva, T. I., Vysokos, M. I. Primenenie metoda case-study v prepodavanii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. - 2015. - No10-2. - S. 81-83.
2. Bortnikova, T. G. Ispol'zovanie case-study v hode obucheniya osnovam mezhkul'turnoy kommunikacii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2014. - No4. - S. 145-149.
3. Goncharova, M. V. Keys-metod v obuchenii inoyazychnomu obscheniyu menedzherov // Student i uchebnyy process: inostrannye yazyki v vysshey shkole. Sbornik nauchnyh statey / Pod red. Yu. B. Kuz'menkovoy. - M.: Centr po izuche-niyu vzaimodeystviya kul'tur FIYa MGU im. M.V. Lomonosova, 2004.
4. Aykina, T. Yu. Metod keysov v formirovanii kommunikativnoy kompetencii studentov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No 1 (129). S. 58-60.