Разработана матрица, отражающая взаимосвязи подходов, методов, целей и лучших ситуаций для оценки бизнеса, отличающаяся тем, что она позволяет определить приемлемые для малого бизнеса методы оценки
матрица, взаимосвязи, методы, цели, оценка бизнеса, малый бизнес
Активная поддержка малого бизнеса в современных условиях во многих отраслях выдвигает на первый план финансовую составляющую поддержки, становится актуальной оценка малого бизнеса (МБ) – определение финансовых показателей организации (переоценка активов; оценка платежеспособности и стоимости залога для кредитования, страхования). Учитывая эти тенденции, считаем актуальным создание для МБ прикладного инструмента для обоснования выбора возможных подходов к оценке МБ.
Цель исследования – предложить наиболее приемлемый для МБ подход к оценке бизнеса, учитывающий его особенности. Задачи исследования – систематизировать возможные цели оценки бизнеса и выявить наиболее значимые для МБ; создать матрицу для сравнительного анализа подходов к оценке бизнеса, их преимуществ и недостатков применительно к целям МБ. Объекты исследования – субъекты хозяйствования, относящиеся к МБ. Предмет исследования – факторы, определяющие выбор подходов к оценке бизнеса. Систематизируем возможные цели оценки бизнеса, введем необходимые для дальнейшего исследования их обозначения, представим в таблице 1.
Таблица 1
Цели осуществления оценки бизнеса
Условное обозначение |
Формулировка цели |
А |
Повысить эффективность управления организацией |
Б |
Обосновать решение о запуске инвестиционного проекта |
В |
Купить или продать бизнес или его долю (в т.ч. ликвидация бизнеса) |
Г |
Реструктуризировать предприятие |
Д |
Разработать стратегию долгосрочного развития |
Ж |
Оценить финансовые показатели организации (в т.ч. переоценка активов; оценка платежеспособности и стоимости залога для кредитования, страхования) |
И |
Принять решение о выпуске и продаже ценных бумаг |
Проведем сравнительный анализ существующих подходов и методов оценки бизнеса, их преимущества и недостатки и выявим лучшие ситуации для каждого метода, представим результаты в матрице, в таблице 2.
Таблица 2
Анализ и оценка подходов и методов оценки бизнеса
Подход |
Составляющие подхода – методы |
Достоинства |
Недостатки |
Лучшая ситуация для метода |
1. Доходный |
1.1 Метод прямой капитализации 1.2 Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков |
Анализ будущих доходов; учитывает особенности компании; универсальный, подходит для разных целей оценки; выявляет слабые места бизнеса |
Используются прогнозные данные; сложность расчетов; субъективный и вероятностный характер результатов; неточные результаты |
А; Б (для крупного бизнеса) |
2. Сравнительный |
2.1 Метод сделок (метод продаж) 2.2 Метод рынка капитала 2.3 Метод отраслевых коэффициентов |
Используются фактические рыночные данные; оценивает эффективность при текущих условиях |
Не учитывает ожиданий инвесторов; сложность поиска аналогичных объектов в некоторых отраслях |
В; Г; Д; И (крупные акционерные компании) |
3. Затратный |
3.1 Метод чистых активов в оценке бизнеса 3.2 Метод ликвидационной стоимости |
Оцениваются активы; точность оценки обоснована; расчеты очень просты, информация доступна |
Не учитываются перспективы развития; отражается прошлая стоимость бизнеса; стоимость может не соответствовать текущим рыночным ценам |
В; Ж |
Результаты анализа особенностей методов, приведенных в таблице 2, позволили выявить лучшие ситуации и сопоставить их с целями оценки. Таким образом, в МБ приемлем затратный метод, для одной из двух целей: «В» и «Ж». Мы рекомендуем сформировать финансовую модель оценки для актуальной цели «Ж». Логику построения модели составит знакомая учетному персоналу методика расчета чистых активов [1]. Отличительной особенностью модели расчета будет то, что в ней учитывается рыночная, а не балансовая оценка следующих показателей: нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства и долгосрочных финансовых вложений. Модель представит собой доступный, понятный и универсальный финансовый инструмент, который может быть использован бухгалтером, ведущим учет, как в малом, так и в среднем, и крупном бизнесе.
1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов (с изменениями и дополнениями): приказ Минфина РФ от 28.08.2014. № 84н. - Текст: электронный. - URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2023).