Рассмотрено проявление эмоциональной тревожности у студентов, в частности, в период экзаменов. Описаны приемы преодоления тревожности
эмоциональная тревожность, волнение, активное реагирование, пассивное реагирование, снижение уровня тревожности
Проблема тревожности в современном обществе весьма распространена. Тревожность представляет собой психическое состояние, отличительной особенностью которого, является непонятное чувство страха, беспокойства, ощущение неопределённости, предвкушение отрицательных событий [1]. Изучением уровня тревожности занимались такие зарубежные психологи как А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор [2].
Тревожность у студентов появляется чаще всего перед сессией. Размышления о том, что ты можешь не сдать экзамен, лишиться стипендии, повышают её уровень. На последнем курсе тревожность усиливается, так как подходит к концу учебный год и впереди диплом и трудоустройство. Каждый студент задумывается о том, верно ли он выбрал специальность, где найти работу. Всё это содействует функциональному увеличению степени волнения.
Повышенная тревожность мешает достижению поставленных целей, делает человека не конкурентоспособным в профессиональной сфере. Студенты с излишней тревожностью находятся в состоянии постоянного ожидания отрицательного отношения к себе со стороны преподавателей и одногруппников, а потому воспринимают окружающих враждебно. Это затрудняет их контакты с людьми, приводит к социальной изоляции, формированию заниженной самооценки, развитию комплексов, неуверенности в себе, излишней застенчивости и замкнутости. Люди с повышенной степенью тревожности могут испытывать сильное волнение, которое в психологии определяется как «экзаменационная валидность» и «паралич деятельности». Экзаменационная валидность, или действенность, предполагает чрезмерное волнение в широком круге ситуаций, воспринимаемых настолько значимо, что препятствует успешному прохождению данных ситуаций. Паралич деятельности объединён с боязнью совершения ошибки, доходящей до уровня, когда наилучшим выходом из проблемы является бездействие [1].
Таким образом, можно заключить, что эмоциональная тревожность у студентов в виде активного реагирования проявляет себя как учащенное сердцебиение, потливость, тряска конечностей, слезы; в виде пассивного реагирования проявляет себя как пассивная агрессия, внешнее равнодушие, внутреннее беспокойно.
Чтобы снизить уровень тревожности, надо, во-первых, хорошо подготовиться к экзамену заранее. Распределить материал для подготовки на 2-3 дня, чередовать в течение дня время занятий с периодами отдыха. Наиболее важным фактором снижения тревожности и волнения перед экзаменом является полноценный сон. Недостаток сна может спровоцировать негативные мысли и тревожность. Недосыпание препятствует усвоению материала, так как переутомление нервной системы снижает эффективность познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Также чувство голода не дает сконцентрироваться на экзамене, поэтому перед экзаменом нужно позавтракать или взять перекус на экзамен.
Тревожность возникает от того, что человека беспокоит отрицательный сценарий событий, и он находится под влиянием своего страха. Чтобы избавиться от страха, нужно себе представить негативное событие, которое так беспокоит, подумать о том, что делать в случае этого сценария. Это может прозвучать странно, но стоит снизить степень важности экзамена. То есть к экзамену приготовиться нужно, но не придавать этому событию чрезмерную важность, так как в университете экзамен можно пересдать. Представления об исходе экзамена могут осуществиться, а могут не осуществиться. Отрицательное представление в комплексе с негативными установками, страхами дают почву тревожности.
Таким образом, проявление эмоциональной тревожности в студенческом возрасте можно контролировать, использовать приемы снижения и профилактики тревожности.
1. Тарасова, Р.Е. Проблема тревожности у студентов /Р.Е. Тарасова. - Текст: электронный // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 (часть 1) - С. 96-97. -URL: https://eduherald.ru/(дата обращения 26.02.2023).
2. Горшков, Е.А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина.- Текст: электронный // Молодой ученый. -2015. -№ 23.2 (103.2). - С. 46-51. - URL: https://moluch.ru/archive/103/24325/ (дата обращения 26.02.2023).