ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В методике обучения иностранному языку «письмо» и «письменная речь» выступают как средство обучения, и как цель обучения иностранному

Ключевые слова:
письмо, письменная речь, навыки, умения, иностранный
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В свете новых образовательных стандартов обучения иностранному языку и требований ЕГЭ резко возрастает актуальность развития навыков письменной коммуникации.

Это отражено в действующем Федеральном законе «Об образовании», который требует «обеспечение адекватной мировому уровню общей и профессиональной культуры общества и интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В условиях введения ФГОС С(П)ОО главная цель обучения иностранному языку — это формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся, т.е. способности к адекватному взаимодействию с носителем языка в ситуациях межкультурного общения [6, с. 10].

Важным аспектом при изучении английского языка, является обучение письму на английском языке. Технология и методы обучения письму на английском языке формируют основу и ключевой базис для последующего использования приобретенных орфографических и графических навыков в повседневной жизни. В процессе обучения письму на английском языке, обучающийся постепенно осваивает и тренирует грамотное написание букв, изучает орфографию, учится построению грамотной письменной речи. С самого начала обучения, единовременно изучается и практикуется чтение и письмо на английском языке.

Так, у Пассова Е.И., письмо – один из основных самостоятельных видов речевой деятельности, который может осуществляться на двух уровнях: репродуктивный и продуктивный. [4].

У Роговой Г.В., письмо – сложное речевое умение, которое обеспечивает общение людей при помощи системы графических знаков [5].

Обучение письму – это изучение орфографии и графического изображения печатных и прописных букв, развитие навыков и накопления знаний при освоении английского языка. Также, при изучении английского языка, обучение письму является тем предметом в программе, который единовременно развивает и устную речь, и чтение, и способствует лучшему запоминанию материала.

Обучение письму включает в себя работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. умений письменной речи [1].

Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики и орфографии. Освоение каллиграфией состоит из последовательных шагов:

- освоение элементов букв – основных штрихов, из различных наборов которых состоят все буквы английского письменного алфавита, как строчные, так и заглавные;

- освоение написания цифр по-английски;

- освоение написания строчных букв и сочетаний освоенных букв. Буквы осваиваются не в алфавитном порядке, а группируются по выбору составляющих их элементов (буквы a, d, q вводятся в одной группе, так как они все состоят из комбинаций двух элементов). Все строчные буквы разбиты на шесть групп;

-·освоение написания заглавных букв по элементам, а также повторение строчных букв и их типичных сочетаний. Заглавные буквы тоже осваиваются группами, в которые они сводятся в зависимости от набора составляющих их штрихов (одна из групп составляет буквы I, F, E, L, T, состоит из вертикальных и горизонтальных линий). Все заглавные буквы распределены по пяти группам. Вместе с заглавными буквами учащиеся осваивают написание строчных букв в сочетаниях, где они читаются как один звук (ee, ea, oo, ar, sh, ck и др.);

- освоение букв в алфавитном порядке для закрепления их в памяти учащихся [2].

Письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

По мнению Леонтьева А.Н., письменная речь – это умение сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения [7].

Щукин А.Н. рассматривает письменную речь как вид речевой деятельности. Целью деятельности является передача информации в письменной форме согласно ситуации общения [8].

Исходя из определений, рассмотрим письмо и письменную речь как вид речевой деятельности и как продукт.

Как вид речевой деятельности письмо и письменная речь базируется на умении писать.

Умение писать – сложное явление, основанное на следующих навыках:

1) начертание знаков письма (т.е. каллиграфия);

2) правильное перекодирование звуков речи в адекватные графические знаки (т.е. орфография);

3) построение письменного высказывания (т.е. композиция);

4) лексические и грамматические навыки письма.

Письмо и письменная речь как продукт – это графическая система (графика и орфография) выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п. [9].

Исполнительная часть письменной речи реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков. Также формируется само высказывание, т.е. происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений [5]. Умение составлять из слов тексты основывается на навыках письма, выбора лексических единиц и грамматических моделей [8].

Продуктивная письменная речь подразделяется на: учебную письменную и коммуникативную письменную.

Учебная письменная речь – это выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений. Эти упражнения направлены на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности. Данная деятельность направлена на речевое общение в письменной форме. Целью обучения такой речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов.

Согласно требованиям ФГОС, овладение письменной речью предусматривает у обучающихся развитие следующих умений и навыков:

-делать выписки из текста, учебные записи, тезисы, конспекты;

-писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);

-писать сочинения и эссе;

-заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

-писать личное письмо по образцу / без опоры на образец, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов);

-описывать различные факты, явления, события и впечатления;

-составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов) [10].

Список литературы

1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

2. Старков, А. П. Обучение английскому языку в средней школе: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.

3. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Высшая школа, 1981. - 160 с.

4. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М., 1977. - 39 с.

5. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Извещение, 1991. - 287с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

7. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.:Русский язык, 1991. - 338 с. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.:Русский язык, 1991. - 338 с.

8. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М: Издательство Икар, 2011. - 454с.

9. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М: Русский язык, 1989.- 276с.

10. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 1964.

Войти или Создать
* Забыли пароль?