В статье рассматривается компетентностный подход в образовании, направленный на формирование компетенций, необходимых для формирования компетентной личности
образование, компетенция, конкурентоспособность глобализация, личность
Актуальность исследования проблемы медиаобразования в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста обусловлена рядом факторов: реформированием Российской системы образования тесно связанной с экономическими, социальными, политическими, правовыми изменениями, происходящими в обществе; развитием информационных и коммуникационных технологии, как следствие, усилением информатизации и глобализации общества; постоянным ростом, развитием прогнозируемой информации, использованием знания в глобализо-ванном контексте с помощью медиаобразования.
Медиаобразование как фактор фор-мирования профессиональной компетент-ности специалиста ставит перед высшей школой ряд проблем. Важнейшей из них является проблема введение медиаобразования в содержание учебных дисциплин. Главная цель состоит в том, чтобы установить новые «активные» методы, которые несовместимы с «готовыми рецептами преподавания», а требуют развития роли учителя, большего участия студентов и также более близких отношений между школой и внешним миром. Обучающие материалы и инструменты, или свободные от прав интеллектуальной собственности или связанные с договорными авторскими правами, должны быть разработаны таким образом, чтобы соответствовать таким новым методам. Они должны разрабатываться в тесном сотрудничестве между учителями и студентами, безотносительно их форматов, охватывая весь диапазон от напечатанных учебных пособий до цифровых носителей в совместной работе.
В современных условиях особенно остро возникает необходимость формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, основой которой являются не только глубокие знания своей профессии, но и готовность и способность применения этих знаний. Приоритет про-фессиональной компетентности в совре-менном обществе определяется тем, что профессионально компетентный специа-лист не только исполнитель. Он должен также обладать определенным соотношением необходимых знаний и умений в области экономики, управления и техники на различных уровнях организационной структуры. Таким образом, необходимо расширить содержание высшего профессионального образования, ввести в него новые компо-ненты, связанные с медиаобразованием.
Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий» [4, с. 555].
Понятие медиаобразования имеет три основные цели:
- предоставлять доступ ко всем видам СМИ, которые являются потенциальными инструментами, чтобы понять общество и участвовать в демократизации жизни;
- развивать навыки критического анализа сообщений, независимо от вида сообщения будут ли это новости или развлечении, с целью усиления способностей автономии личности и активного пользователя;
- поощрять производство, креативность и интерактивность в различных областях медиа коммуникации.
Учитывая развитие международного обмена и явления глобализации, медиаобразование должно способствовать межкультурному пониманию и продвижению местных культур всюду.
Медиаобразование способствует доверию людей и разделению чувства ответственности в обществе и таким образом, является частью воспитания чувства гражданства и прав человека.
Исходя из конкретных условий развития информационного общества и осмысления характерной особенности информации как разновидности товара, осознания того, что между информацией и человеком существует взаимосвязь, мы пришли к выводу, что медиаобразование дает огромные возможности развития профессиональной компетентности будущих специалистов. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в информационной области, в котором происходит постоянная смена технологической ситуации, революция в информации и коммуникации, использование знаний в глобализованном контексте невозможно без модернизации высшего профессионального образования с помощью медиаобразования. Место и роль медиа усилились в нашем обществе. Сегодня более чем когда-либо необходим критический анализ информации, для того чтобы создавать и адаптироваться к профессиональным и социальным изменениям.
Однако недостаточное признание медиа-образования в формировании компетентного специалиста не позволяет внедрение всесторонних (единых) программ обучения с помощью средств массовой информации на всех уровнях образования. Изучение состояния учебных программ, готовящих специалистов, показывает, что медиаобразование как фактор формирования профессиональной компетентности игнорируется; отсутствует целенаправленное введение медиаобразования в учебный процесс с целью формирования профессиональной компетентности, преподаватели вузов не имеют соответствующей подготовки в области медиаобразования.
Анализ многоаспектной литературы по теме показал, что процесс формирования профессиональной компетентности студентов вуза претерпевает серьезные изменения, совершенствуются его составные компоненты, которые видоизменяются и влекут за собой изменения внутренних смысловых связей и отношений. Компетентностный подход активно разрабатывается И.А. Зимней [1].
Медиаобразование в России насчитывает не один десяток лет. Понятие медиаобразование включало: периодическую печать, радио, кино. Термин медиаобразование появился гораздо позже. В России он стал употребляться с 1980г. Истоками медиаобразования, по мнению А.В. Шарикова, является кинообразование, положившее начало качественных изме-нений в развитии медиа образовательных процессов. Выдающиеся медиа педагогики Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин рассматривали вопросы, связанные с художественным воспитанием на материале экранных искусств. По их мнению, образование в области экранных искусств должно быть направлено на развитие творческих способностей, мышления, воображения, развитие эстетических критериев оценки кинопроизведений. Кон-цепция медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами разрабатывалась Л.С. Зазнобиной, А.А. Журиным и др.
Теоретико-методологическое обоснование различных направлений в области медиаобразования представлено в диссертационных трудах О.П. Кутькиной, Е.А. Столбниковой, Т.В. Ковшаровой и др. Их заслуга состоит в том, что они обосновали в своих работах возможности медиа не как наглядное средство повышения эффективности обучения, а как средство воспитания и развития потенциальных возможностей обучающихся. Педагогическое наследие прошлого является основой, без которой невозможно продвижение вперед. Работы И.В. Челышевой и др. представляют несомненный интерес для нашего исследования, поскольку в них проанализирована современная социокультурная и образовательная ситуация в России и за рубежом. Кроме того, выявлены наиболее эффективные теоретические и методические концепции в отечественном медиаобразовании. В изучении проблемы исследования большую помощь оказали работы А.В. Федорова, А.П. Короченского, А.В. Шарикова и др., в трудах которых важное место отводится медиакритике, которая, по их мнению, является составной частью деятельности, направленной на формирование и развитие компетентной личности [2, 3, 4]. Формирования профессиональной компетентности будущего специалиста не должно заканчиваться с окончанием высшего учебного заведения, оно должно происходить в течение всей жизни. Таким образом, чтобы обеспечить качественное образование, направленное на подготовку профессионально компетентных специалистов необходим новый подход к подготовке специалистов в высшей школе. Болонское соглашение предопределило понимание высшей школой необходимости принятия этого нового подхода – компетентностного подхода – как одной из стратегий профессионального образования. Компетентностный подход предполагает, прежде всего, достижение определенных результатов, формирование компетенций, значимых для данной специальности. В настоящее время в высшем про-фессиональном образовании происходит смена парадигм: переход от квалификационной модели подготовки профессионально компетентного к компетентностной. Модели. В Государственных образовательных стандартах Высшего профессионального образования второго поколения сказано, что профессиональная компетентность рассматривается как овладение теоретическими и практическими навыками, необходимыми для решения профессиональных задач, знание социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
С другой стороны, немаловажным фактором в деле подготовки компетентного специалиста является подготовка в области современных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют рассматривать их как основу для формирования профессиональных знаний и умений.
В этой связи форматированию профессиональной компетентность будущего специалиста, системе его обучения в вузе, а также формированию медиа компетентности должно быть уделено первостепенное внимание, что обусловлено условиями рыночной экономики.
В этой связи предложенный проект модели образования: «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» принципиально отличается от существующей модели. Основными характеристиками новой модели являются:
• необходимость образования в течение жизни;
• формирование творческих и социальных компетентностей
• готовность к переобучению;
• культура мышления;
• культура поиска и обновления знаний;
• самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Исходя из сказанного выше, перво-очередными целями профессионального обучения становится формирование профессионально компетентного специалиста, что отвечало бы потребностям общества и рынка труда. В связи с этим, целью обучения становится не набор конкретных умений, не получение отдельных знаний, а формирование личности, способной активно и творчески работать в глобальном информатизированном обществе.
1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования // Высшее образование сего-дня. - 2006.-№ 8.-С.21-26.
2. Короченский, А. П. Медиаобразование: миф или реальность? // Медиаобразование. 2005. № 2. С.63-66.
3. Федоров, А. В. Развитие компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.