Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Интегрированное обучение студентов неязыковых специальностей позволяет им воспринимать информацию не отдельными, несвязанными между собой частями, а в комплексе, что способствует лучшему ее усвоению. Организация интегрированного обучения иностранному языку может стать одним из эффективных средств улучшения качества обучения и учебного процесса

Ключевые слова:
интегрированный подход, интегрированный урок, преподаватель, обучающийся, мотива-ция
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Обучение любому иностранному языку – это сложный процесс взаимодействия 2-х основных компонентов: преподаватель - обучающийся. В основу помещается рабочая программа, на базе которой и происходит это взаимодействие. Для получения качественно нового результата должны измениться все три составляющие.

Одной из главных проблем, возникающих перед преподавателем, является отсутствие у большинства обучающихся должного уровня мотивации. Английский язык воспринимается обучающимися неязыковых образовательных учреждений как второстепенный предмет. Основная задача – это формировании у обучающихся мотивации к изучению английского языка. Поэтому преподавателю необходимо использовать нестандартные формы уроков. Основной целью является пробуждение интереса к учебному труду. К ним можно отнести и интегрированные уроки. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». Использование данной технологи – это уход от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения.

Интегративные технологии сочетают в себе продуктивные формы систематизации знаний и умений из различных отраслей наук. Интегративные технологии способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, могут стать эффективным методическим инструментарием для формирования компетенций в процессе преподавания дисциплин в системе высшего образования.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодейст-вия между различными образовательными программами.

В.Н. Лямина определяет интеграцию, как объединение, слияние в известных пределах в одном предмете обобщенных знаний той или иной области [6, c. 24].

Е.В. Яковлев определяет интеграцию как «движение системы к большей органической целостности» [9, с. 36].

О.Г. Гилязова утверждает, что интеграция является системой связанных учебных дисциплин, построенной по аналогии с окружающим нас миром, в основе которой лежит аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [2, с. 85].

Г.А. Монахова видит в интеграции форму организации содержания на основе единства законов природы, на целостном восприятии субъектом окружающего мира [7, с. 53].

Интегрированный урок – это особый тип урока. Такой урок объединяет в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, которая является интегратором, и дисциплины вспомогательные, которые помогают углубить, расширить, уточнить материал ведущей дисциплины.

Внедрение процессов интеграции в систему высшего образования предполагает преобразование не только содержательных, но и процессуальных компонентов учебной деятельности. Процессы интеграции протекают в различных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов, теорий, входящих в состав тех или иных дисциплин.

Исходя из определений понятия интеграции можно сказать, что интегративный подход в подготовке специалистов в сфере высшего образования это органическое слияние содержания, форм, методов и средств при разработке инновационных технологий, в процессе осуществления которых создается творческая обучающая среда, которая обеспечивает непрерывное формирование целостного знания, творческих умений будущего профессионала, его личностных и деловых качеств, отвечающих современным требованиям общества [5].

К основным целям интегративного подхода можно отнести: формирование гражданского сознания, самосознания личности обучающегося, социально-правовых, гражданско-патриотических и моральных норм, знаний; развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных и других умений; воспитание личностно-значимых и профессиональных качеств личности и другое [9].

В.В. Байлук выделяет основные преимущества интегративной подготовки: «формирование целостного представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; формирование научного мировоззрения; формирование интегральных качеств личности» [1, с. 1].

Е.В. Шищенко выделяет следующие достоинства интегративных технологий: формирование целостного взгляда на окружающую действительность (как частный случай – на проблему, задачу и т.п.); повышение интенсивности обучения; формирование навыков работы с использованием общенаучных методов – осознание студентами функциональности знаний; развитие общих и творческих способностей; развитие рефлексии, логического мышления; снижение перегрузок у студентов в процессе обучения и повышение уровня их мотивации и интереса к обучению [8].

Можно выделить следующие формы интегративного обучения: интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне; интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение од-новременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления; интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).

Во время проведения интегрированных уроков можно сделать следующие выводы:

- повышается качество знаний обучающихся по предмету;

- расширяется кругозор обучающихся;

- улучшается целостность восприятия мировоззрения;

- развиваются практические навыки применения теоретического материала;

- воспитывается любовь к предмету;

- развиваются умения работать в коллективе и выражать свои мысли.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Список литературы

1. Байлук, В. В. Человекознание: в 5 кн. - Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов: монография. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 492 с.1

2. Гилязова, О. Г. Интеграция со-держания учебных дисциплин как фактора повышения качества подготовки учителей в вузе [Текст] / О. Г. Гилязова // Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного стандарта высшего профессионального образования. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. - С. 83-85.

3. Гревцева, Г. Я., Циулина М. В., Болодурина, Э. А., Банников, М. И. Интегративный подход в учебном процессе ВУЗа [Текст] / Г. Я Гревцева, М. В. Циулина, Э. А. Болодурина, М. И. Банников // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 262.

4. Инновационные подходы в решении проблем современного общества [Текст]: монография / ред. Г. Ю. Гуляев. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. - 280 с.

5. Казначеева, С. Н. Развитие познавательной активности студентов вуза [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Казначеева Светлана Николаевна; ГОУ ВПО «Волжский Государственный инженерно педагогический университет». - Нижний Новгород. -2007. - 25 с.

6. Лямина, В. З. Интегрированные уроки - одно из средств, привития интере-са к учебным предметам / В. З. Лямина // НШ. - 1995. - №11.- С. 21-25.

7. Монахова, Г. А. Образование как рабочее поле интеграции [Текст] / Г. А. Монахова // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 52-55.

8. Шищенко, Е. В. Интегративные технологии как основной методологический инструментарий для компетентностно-ориентированного обучения техническим дисциплинам в системе высшего об-разования [Текст] / Е. В. Шищенко // Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сб. тр. конф. - Самара, 2016. - С. 164-169.

9. Яковлев, Е. В. Комплексное мо-делирование высшего учебного заведения [Текст] / Е. В. Яковлев // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 32-36.

Войти или Создать
* Забыли пароль?