INTEGRATIVE METHOD OF TEACHING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Integrated training for students of non-linguistic specialties allows them to perceive information not in separate, unrelated parts, but in a complex, which contributes to its better assimilation. The organization of integrated foreign language teaching can be one of the effective means of improving the quality of teaching and the educational process

Keywords:
integrated approach, integrated lesson, teacher, student, motivation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Обучение любому иностранному языку – это сложный процесс взаимодействия 2-х основных компонентов: преподаватель - обучающийся. В основу помещается рабочая программа, на базе которой и происходит это взаимодействие. Для получения качественно нового результата должны измениться все три составляющие.

Одной из главных проблем, возникающих перед преподавателем, является отсутствие у большинства обучающихся должного уровня мотивации. Английский язык воспринимается обучающимися неязыковых образовательных учреждений как второстепенный предмет. Основная задача – это формировании у обучающихся мотивации к изучению английского языка. Поэтому преподавателю необходимо использовать нестандартные формы уроков. Основной целью является пробуждение интереса к учебному труду. К ним можно отнести и интегрированные уроки. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». Использование данной технологи – это уход от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения.

Интегративные технологии сочетают в себе продуктивные формы систематизации знаний и умений из различных отраслей наук. Интегративные технологии способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, могут стать эффективным методическим инструментарием для формирования компетенций в процессе преподавания дисциплин в системе высшего образования.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодейст-вия между различными образовательными программами.

В.Н. Лямина определяет интеграцию, как объединение, слияние в известных пределах в одном предмете обобщенных знаний той или иной области [6, c. 24].

Е.В. Яковлев определяет интеграцию как «движение системы к большей органической целостности» [9, с. 36].

О.Г. Гилязова утверждает, что интеграция является системой связанных учебных дисциплин, построенной по аналогии с окружающим нас миром, в основе которой лежит аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [2, с. 85].

Г.А. Монахова видит в интеграции форму организации содержания на основе единства законов природы, на целостном восприятии субъектом окружающего мира [7, с. 53].

Интегрированный урок – это особый тип урока. Такой урок объединяет в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, которая является интегратором, и дисциплины вспомогательные, которые помогают углубить, расширить, уточнить материал ведущей дисциплины.

Внедрение процессов интеграции в систему высшего образования предполагает преобразование не только содержательных, но и процессуальных компонентов учебной деятельности. Процессы интеграции протекают в различных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов, теорий, входящих в состав тех или иных дисциплин.

Исходя из определений понятия интеграции можно сказать, что интегративный подход в подготовке специалистов в сфере высшего образования это органическое слияние содержания, форм, методов и средств при разработке инновационных технологий, в процессе осуществления которых создается творческая обучающая среда, которая обеспечивает непрерывное формирование целостного знания, творческих умений будущего профессионала, его личностных и деловых качеств, отвечающих современным требованиям общества [5].

К основным целям интегративного подхода можно отнести: формирование гражданского сознания, самосознания личности обучающегося, социально-правовых, гражданско-патриотических и моральных норм, знаний; развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных и других умений; воспитание личностно-значимых и профессиональных качеств личности и другое [9].

В.В. Байлук выделяет основные преимущества интегративной подготовки: «формирование целостного представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; формирование научного мировоззрения; формирование интегральных качеств личности» [1, с. 1].

Е.В. Шищенко выделяет следующие достоинства интегративных технологий: формирование целостного взгляда на окружающую действительность (как частный случай – на проблему, задачу и т.п.); повышение интенсивности обучения; формирование навыков работы с использованием общенаучных методов – осознание студентами функциональности знаний; развитие общих и творческих способностей; развитие рефлексии, логического мышления; снижение перегрузок у студентов в процессе обучения и повышение уровня их мотивации и интереса к обучению [8].

Можно выделить следующие формы интегративного обучения: интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне; интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение од-новременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления; интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).

Во время проведения интегрированных уроков можно сделать следующие выводы:

- повышается качество знаний обучающихся по предмету;

- расширяется кругозор обучающихся;

- улучшается целостность восприятия мировоззрения;

- развиваются практические навыки применения теоретического материала;

- воспитывается любовь к предмету;

- развиваются умения работать в коллективе и выражать свои мысли.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

References

1. Bayluk, V. V. Chelovekoznanie: v 5 kn. - Kniga pyataya: Principy i metody vospitaniya i samovospitaniya studentov: monografiya. - Ekaterinburg: GOU VPO «Ural. gos. ped. un-t», 2007. - 492 s.1

2. Gilyazova, O. G. Integraciya so-derzhaniya uchebnyh disciplin kak faktora povysheniya kachestva podgotovki uchiteley v vuze [Tekst] / O. G. Gilyazova // Integrativnye processy v podgotovke specialista na osnove gosudarstvennogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya. - Ryazan': Izd-vo RGPU, 1997. - S. 83-85.

3. Grevceva, G. Ya., Ciulina M. V., Bolodurina, E. A., Bannikov, M. I. Integrativnyy podhod v uchebnom processe VUZa [Tekst] / G. Ya Grevceva, M. V. Ciulina, E. A. Bolodurina, M. I. Bannikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 5. - S. 262.

4. Innovacionnye podhody v reshenii problem sovremennogo obschestva [Tekst]: monografiya / red. G. Yu. Gulyaev. - Penza: «Nauka i Prosveschenie», 2017. - 280 s.

5. Kaznacheeva, S. N. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti studentov vuza [Tekst]: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk (13.00.01) / Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna; GOU VPO «Volzhskiy Gosudarstvennyy inzhenerno pedagogicheskiy universitet». - Nizhniy Novgorod. -2007. - 25 s.

6. Lyamina, V. Z. Integrirovannye uroki - odno iz sredstv, privitiya intere-sa k uchebnym predmetam / V. Z. Lyamina // NSh. - 1995. - №11.- S. 21-25.

7. Monahova, G. A. Obrazovanie kak rabochee pole integracii [Tekst] / G. A. Monahova // Pedagogika. - 1997. - № 5. - S. 52-55.

8. Shischenko, E. V. Integrativnye tehnologii kak osnovnoy metodologicheskiy instrumentariy dlya kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya tehnicheskim disciplinam v sisteme vysshego ob-razovaniya [Tekst] / E. V. Shischenko // Novaya strategiya ocenivaniya uchebnoy deyatel'nosti: sb. tr. konf. - Samara, 2016. - S. 164-169.

9. Yakovlev, E. V. Kompleksnoe mo-delirovanie vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / E. V. Yakovlev // Pedagogika. - 2001. - № 2. - S. 32-36.

Login or Create
* Forgot password?