Россия
Мотивация играет важнейшую роль в жизни человека. Она затрагивает все сферы его деятельности: бытовую, поведенческую, когнитивную и, конечно же, учебную, а также определяет продуктивность учебной деятельности. В статье рассматриваются основные типы мотивации. А также предлагаются некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках английского языка
мотивация, обучение иностранному языку, преподаватель, обучающийся
Изучение языка в современном мире становится все более актуальным. Преподаватель должен мотивировать обучающихся к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Психологи И.А. Зимняя, Р.С. Немов определяют мотивацию как совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека.
Мотивация представляет энергетическую сторону и направленность поведения. Она определяет выбор человека, придает ему сил и настойчивости, делает его поведение целесообразным [3].
Мотивация – это всегда результат взаимодействия человека и ситуации, влияющий на степень его стремления и активности. Мотивация всегда эмоционально насыщена. То, к чему человек стремится или избегает чего-то, всегда вызывает у него эмоциональное отношение, является значимым и тем самым обеспечивает энергетическую мобилизацию организма на действие [1].
Как отмечает Т.И. Шамова, вопросы мотивации учения связаны с повышением качества подготовки выпускников, формированием их активной жизненной позиции в современных условиях, что требует поиска новых подходов к содержанию, формам и методам обучения [7].
Мотивация является важнейшим процессом овладения иностранным языком. Мотивация – сторона субъективного мира обучающегося, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее. Учитель создает предпосылки и формирует основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе [2].
В учебных заведениях особое внимание должны уделять таким формам занятий, которые способствуют активному участию каждого обучающегося в проведении занятий и повышают их индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи успешно решаются через технологию активных форм обучения.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, деятельности и познания. То есть сложный и многогранный, специально организуемый процесс отражения в сознании обучающегося реальной действительности, управляемый педагогом [6].
Можно выделить следующие виды мотивации:
1) коммуникативная мотивация – подразумевает интерес к предмету с точки зрения выражения собственного мнения учащимися на уроках иностранного языка;
2) лингвопознавательная – заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков;
3) инструментальная мотивация – мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы [4].
С.А. Рубинштейн в своих работах представляет подробное описание мотивов труда, игры и, в частности, акцентирует внимание на мотивах учения. По его мнению, мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим мотивам:
1) непосредственный интерес к самому содержанию предмета. То есть к тому содержанию действительности, которое в нем отражается;
2) интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;
3) в некоторых случаях интерес вызывается соответствием склонностям обучающегося. А также тем, что данная дисциплины хорошо ему дается;
4) опосредованный интерес к предмету вызывается связью его с намеченной в будущем практической деятельностью [5].
Рассмотрим некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках английского языка:
- педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и обучающихся. Создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед обучающимися или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи. Важно научить обучающихся ценить не только свои собственные достижения, но и класса, группы;
- применение мультимедийных систем, интерактивных компьютерных средств, цифровых образовательных ресурсов и Интернет – ресурсов является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся;
- прием инсценирования на уроках английского языка развивает навыки и умения неподготовленной, спонтанной устной речи, создают языковую среду и погружают учащегося в ситуацию роли;
- применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовыражения, пробуждают у детей чувство ответственности к учебе;
- интегрированные уроки вовлекают каждого обучающегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса. Интегрированные уроки побуждают обучающихся к активному творческому познанию окружающей действительности;
- проектная методика – путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы обучающиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы.
Таким образом, на протяжении всего процесса обучения у обучающегося должна быть положительная мотивация, направленная на достижение успеха.
1. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.
2. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 c.
3. Немов, Р.С. Психология // Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - «ВЛАДОС», 2004. - 148 с.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку / Г.В. Рогова // Учебное пособие для педагогических институтов и факультетов иностранного языка. - М.: Издательство «Просвещение», 1975.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
6. Столяренко, Л.Д. Психология. - Ростов н / Д.: Феникс, 2003. - 672с.
7. Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. - М.: ЦГЛ, 2005. - 200 с.