Abstract and keywords
Abstract (English):
Motivation plays a vital role in a person's life. It affects all areas of his activity: everyday, be-havioral, cognitive and, of course, educational, and also determines the productivity of educational activities. The article discusses the main types of motivation. We also offer some techniques and ways to increase motivation in English lessons

Keywords:
motivation, foreign language teaching, teacher, student
Text
Publication text (PDF): Read Download

Изучение языка в современном мире становится все более актуальным. Преподаватель должен мотивировать обучающихся к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Психологи И.А. Зимняя, Р.С. Немов определяют мотивацию как совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека.

Мотивация представляет энергетическую сторону и направленность поведения. Она определяет выбор человека, придает ему сил и настойчивости, делает его поведение целесообразным [3].

Мотивация – это всегда результат взаимодействия человека и ситуации, влияющий на степень его стремления и активности. Мотивация всегда эмоционально насыщена. То, к чему человек стремится или избегает чего-то, всегда вызывает у него эмоциональное отношение, является значимым и тем самым обеспечивает энергетическую мобилизацию организма на действие [1].

Как отмечает Т.И. Шамова, вопросы мотивации учения связаны с повышением качества подготовки выпускников, формированием их активной жизненной позиции в современных условиях, что требует поиска новых подходов к содержанию, формам и методам обучения [7].

Мотивация является важнейшим процессом овладения иностранным языком. Мотивация – сторона субъективного мира обучающегося, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее. Учитель создает предпосылки и формирует основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе [2].

В учебных заведениях особое внимание должны уделять таким формам занятий, которые способствуют активному участию каждого обучающегося в проведении занятий и повышают их индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи успешно решаются через технологию активных форм обучения.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, деятельности и познания. То есть сложный и многогранный, специально организуемый процесс отражения в сознании обучающегося реальной действительности, управляемый педагогом [6].

Можно выделить следующие виды мотивации:

1) коммуникативная мотивация – подразумевает интерес к предмету с точки зрения выражения собственного мнения учащимися на уроках иностранного языка;

2) лингвопознавательная – заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков;

3) инструментальная мотивация – мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы [4].

С.А. Рубинштейн в своих работах представляет подробное описание мотивов труда, игры и, в частности, акцентирует внимание на мотивах учения. По его мнению, мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим мотивам:

1) непосредственный интерес к самому содержанию предмета. То есть к тому содержанию действительности, которое в нем отражается;

2) интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;

3) в некоторых случаях интерес вызывается соответствием склонностям обучающегося. А также тем, что данная дисциплины хорошо ему дается;

4) опосредованный интерес к предмету вызывается связью его с намеченной в будущем практической деятельностью [5].

Рассмотрим некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках английского языка:

- педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и обучающихся. Создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед обучающимися или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи. Важно научить обучающихся ценить не только свои собственные достижения, но и класса, группы;

- применение мультимедийных систем, интерактивных компьютерных средств, цифровых образовательных ресурсов и Интернет – ресурсов является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся;

- прием инсценирования на уроках английского языка развивает навыки и умения неподготовленной, спонтанной устной речи, создают языковую среду и погружают учащегося в ситуацию роли;

- применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовыражения, пробуждают у детей чувство ответственности к учебе;

- интегрированные уроки вовлекают каждого обучающегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса. Интегрированные уроки побуждают обучающихся к активному творческому познанию окружающей действительности;

- проектная методика – путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы обучающиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы.

Таким образом, на протяжении всего процесса обучения у обучающегося должна быть положительная мотивация, направленная на достижение успеха.

References

1. Zimnyaya, I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. - M.: Prosveschenie, 1991. - 223s.

2. Leont'ev, A.N. Potrebnosti, motivy, emocii / A. N. Leont'ev. - M., 1971. - 40 c.

3. Nemov, R.S. Psihologiya // Kniga 1. Obschie osnovy psihologii / R. S. Nemov. - «VLADOS», 2004. - 148 s.

4. Rogova, G.V. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku / G.V. Rogova // Uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih institutov i fakul'tetov inostrannogo yazyka. - M.: Izdatel'stvo «Prosveschenie», 1975.

5. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obschey psihologii: v 2-h t. / Akad. ped. nauk SSSR. - M.: Pedagogika, 1989. - 485 s.

6. Stolyarenko, L.D. Psihologiya. - Rostov n / D.: Feniks, 2003. - 672s.

7. Shamova, T.I., Shibanova, G.N. Vospitatel'naya sistema shkoly: suschnost', soderzhanie, upravlenie. - M.: CGL, 2005. - 200 s.

Login or Create
* Forgot password?