Россия
Одним из направлений модернизации образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в котором особое внимание уделяется развитию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности, коммуникативных
универсальные учебные действия, коммуникативная деятельность, взаимодействие, формирование умений
Основной проблемой общеобразовательной школы является необходимость сформировать у обучающихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД). УУД необходимы для того, чтобы научить обучающихся учиться.
Л.А. Ефросинина рассматривает понятие «универсальные учебные действия» как «умение учиться. То есть способность обучающихся активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями» [1]. В более узком смысле УУД – это все виды деятельности обучающихся, которые обеспечивают самостоятельное формирование учебных навыков и получение новых знаний.
Коммуникация – это основная часть общения, и мы на протяжении всей жизни вовлечены в этот процесс. Для успешной адаптации к социальной реальности необходимо научиться общаться с окружающими людьми. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит постепенно. Школьное образование вносит огромный вклад в развитие этих навыков. Так как именно в школьном возрасте у детей закладываются основы общения.
Коммуникативные УУД – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению. Данные действия формируют у обучающихся умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми [4, с. 115-146].
ФГОС представляет содержание и структуру коммуникативных УУД следующими основными аспектами коммуникативной деятельности:
1. Коммуникация как взаимодействие. Данный вид деятельности направлен на учёт позиции собеседника.
2. Коммуникация как сотрудничество. То есть умение согласовать усилия для достижения совместной цели.
3. Коммуникация как коммуникативно-речевые действия. То есть способность передавать информации другим людям [2].
Основными компонентами коммуникативных УУД являются:
- информационно-коммуникативный (обмен информацией);
- интерактивный (обмен действиями);
- перцептивный (взаимопонимание).
К основным видам коммуникативных УУД относятся: проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками; поиск и сбор информации; разрешение конфликтов; способность точно и правильно формулировать свои идеи; владение монологической и диалогической формами речи [3, с. 4].
Таким образом, освоение обучающимися коммуникативными УУД играет важную роль как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы. Так как успеваемость и благополучие обучающегося зависит от уровня сформированности и овладения коммуникативными УУД.
1. Ефросинина, Л. А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий /Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 49-57.
2. Субботина, Н. А. Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал. 2014 №5. – Текст: электронный. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-pervoklassnikov-kak-sredstvo-nachalnogo-formirovaniya-ih-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 09.01.2024).
3. Локтионова, И. Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/И.Ю. Локтионова // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 4-9.
4. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. – СПб.: Книжный Дом, 2008. – 248 c.