THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the directions of modernization of education is the introduction of the Federal State Educa-tional Standard (FSES) of a new generation, in which special attention is paid to the development of universal educational actions in students, in particular communicative ones

Keywords:
universal educational activities, communicative activities, interaction, skills formation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основной проблемой общеобразовательной школы является необходимость сформировать у обучающихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД). УУД необходимы для того, чтобы научить обучающихся учиться.

Л.А. Ефросинина рассматривает понятие «универсальные учебные действия» как «умение учиться. То есть способность обучающихся активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями» [1]. В более узком смысле УУД – это все виды деятельности обучающихся, которые обеспечивают самостоятельное формирование учебных навыков и получение новых знаний.

Коммуникация – это основная часть общения, и мы на протяжении всей жизни вовлечены в этот процесс. Для успешной адаптации к социальной реальности необходимо научиться общаться с окружающими людьми. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит постепенно. Школьное образование вносит огромный вклад в развитие этих навыков. Так как именно в школьном возрасте у детей закладываются основы общения.

Коммуникативные УУД – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению. Данные действия формируют у обучающихся умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми [4, с. 115-146].

ФГОС представляет содержание и структуру коммуникативных УУД следующими основными аспектами коммуникативной деятельности:

1. Коммуникация как взаимодействие. Данный вид деятельности направлен на учёт позиции собеседника.

2. Коммуникация как сотрудничество. То есть умение согласовать усилия для достижения совместной цели.

3. Коммуникация как коммуникативно-речевые действия. То есть способность передавать информации другим людям [2].

Основными компонентами коммуникативных УУД являются:

- информационно-коммуникативный (обмен информацией);

- интерактивный (обмен действиями);

- перцептивный (взаимопонимание).

К основным видам коммуникативных УУД относятся: проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками; поиск и сбор информации; разрешение конфликтов; способность точно и правильно формулировать свои идеи; владение монологической и диалогической формами речи [3, с. 4].

Таким образом, освоение обучающимися коммуникативными УУД играет важную роль как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы. Так как успеваемость и благополучие обучающегося зависит от уровня сформированности и овладения коммуникативными УУД.

References

1. Efrosinina, L. A. Urok – vazhneyshee uslovie formirovaniya universal'nyh uchebnyh deystviy /L.A. Efrosinina // Nachal'naya shkola. – 2012. – № 2. – S. 49-57.

2. Subbotina, N. A. Priemy razvitiya tvorcheskih sposobnostey pervoklassnikov kak sredstvo nachal'nogo formirovaniya ih kommunikativnoy kompetentnosti // Permskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014 №5. – Tekst: elektronnyy. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-pervoklassnikov-kak-sredstvo-nachalnogo-formirovaniya-ih-kommunikativnoy-kompetentnosti (data obrascheniya: 09.01.2024).

3. Loktionova, I. Yu. Razvitie kommunikativnoy sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii/I.Yu. Loktionova // Nachal'naya shkola. – 2010. – № 12. – S. 4-9.

4. Gutnik, I. Yu. Gumanitarnye tehnologii pedagogicheskoy diagnostiki v mezhdisciplinarnom kontekste / I. Yu. Gutnik. – SPb.: Knizhnyy Dom, 2008. – 248 c.

Login or Create
* Forgot password?