В статье рассматривается классификация имен существительных и выделение абстрактных существительных по различным критериям
классификация, абстрактные существительные, семантический подход, полевая структура
Каждая часть речи, как известно, обладает категориальным значением. Это то общее, что идентифицирует значение слов, относящихся к одной части речи, у существительных, как правило, это значение предметности, субстанциональности [7].
Однако в языке существуют такие слова как бег, сон, красота, которые не обозначают предметы, а выражают действие, состояние, признак как нечто самостоятельно существующее, т.е. не как признак предмета, а как носитель признака – субстанцию [6]. Во всех случаях, по словам, Ю.С. Маслова, «Мы имеем дело с предметностью в особом смысле слова» [9, с. 157].
Итак, в существительном, взаимодействуя сосуществуют две разно порядковые категории – «субстанция» и «предмет».
Само значение «предметность» трактуется по-разному. Оно рассматривается различными лингвистами то как категория грамматическая, то как лексико-грамматическая, или лексико-семантическая. Так, например, М.И. Стеблин-Каменский определяет значение существительного как грамматическое значение предметности, которое сопутствует лексическому значению слова. Он считает, что «существительное, очевидно, всегда «предметно» только в своем грамматическом значении, тогда как в своем лексическом значении, оно может быть как «предметно» (стол, стул), так и «непредметно» (красота, хождение), т.е. предметность существительного есть его грамматическое, а не лексическое значение» [10].
Основания выделения тех или иных подгрупп имен существительных, в частности, абстрактных имен, были самыми разными: ученые брали в качестве ведущих в одних случаях семантические, в других – морфологические, в третьих – синтаксические признаки, а иногда перечисленные признаки брались в их совокупности. Это свидетельствует о том, что ученые не могли не заметить тесной связи семантики, морфологии и синтаксиса при классификации имен существительных и пытались учесть данный момент в своих классификациях.
В лингвистических работах, в которых дается описание природы имен существительных, довольно ясно прослеживаются три основных направления и подхода к изучению отличительных свойств этого класса и к классификации имен существительных: семантический, формальный и формально – семантический.
Остановимся только на двух направлениях: семантическом и формально-семантическом. Семантический подход имен существительных прослеживается в работах Г. Палмера, О. Есперсена и других. Объем классификаций у различных авторов неодинаков. У О. Есперсена шесть подклассов: живые существа и растения, неживые объекты, вещества, события и состояния, единицы измерения и указатели количества и качества [7]. Дж. Керм выделяет пять подклассов имени существительного: нарицательные, собственные, вещественные, собирательные и абстрактные [12]. Дж. Ньюсон выделяет четыре подкласса: собственные и нарицательные, конкретные и абстрактные [13].
Таким образом, выделение подгруппы абстрактных существительных не вызывает у авторов никакого сомнения.
Наиболее распространенной является формально-семантический подход, который соединяет в себе черты формальной и семантической классификаций. При этом на каждом этапе за основу берется либо формальная, либо смысловая сторона. Так, например, классификация Г. Суита построена на дихотомическом принципе и является иерархической по своему строению. На первом этапе основное деление проходит между существительными изменяемыми и неизменяемыми, выделяются существительные вещественные (конкретные) и абстрактные. Далее идет деление конкретных существительных на разряды [14]. По мнению О. Есперсен, классификация Г. Суита является одной из самых продуманных [7]. Многие последующие классификации строятся на основе классификации Г. Суита, причем каждый автор вносит в нее свои изменения.
Авторы «Теоретической грамматики современного английского языка» также строят свою классификацию на дихотомическом принципе. В соответствии с лексическим значением существительного выделяются существительные нарицательные и собственные. Далее имена нарицательные делятся на подгруппы в зависимости от взаимодействия лексического значения с грамматической категорией числа. Некоторые лингвисты в группе имен существительных нарицательных выделяют конкретные, абстрактные и вещественные существительные [5, 8].
Несмотря на многочисленные работы современных исследователей проблема определения данного обширного подкласса существительных, их классификация и семантическая интерпретация не может считаться вполне решенным вопросом [2]. Причину этого одни исследователи видят в многозначности абстрактных существительных, неоднородности данной группы, другие – в расплывчатости критериев разграничения, носящих во многом субъективный характер. Основное обстоятельство, усложняющее выделение абстрактных существительных в английском языке – это использование различных критериев при их определении.
Среди критериев идентификации абстрактных существительных можно выделить следующие: семантический, формальный и формально-семантический.
Многие исследователи отмечают ведущую роль семантического подхода при определении и классификации абстрактных существительных и берут его за основу. По мнению Б.Е. Зернова, семантический критерий отличается известной расплывчатостью, в результате чего не всегда однозначно удается ответить на вопрос, возможно ли объективно провести четкую линию между теми или иными классами слов на чисто семантическом основании [8].
При определении абстрактных существительных в советской лингвистике в эту группу включаются существительные, «выражающие понятия, обозначающие действие или признак в отвлечении от действователя или носителя признака» [3]. Ю.С. Маслов в группе абстрактных существительных рассматривает названия отрезков времени [9].
В отечественной лингвистике к бесспорным абстрактным существительным относят имена, обозначающие признак, процесс. И.В. Арнольд считает, что понятийную базу абстрактных существительных составляют названия свойств, действий и состояний [2]. В.В. Бурлакова относит к абстрактным существительным кроме свойств, состояний, действий и отношения [5].
Предметом традиционных разногласий при выделении абстрактных существительных является группа слов, обозначающих явления физической природы, единицы измерения и времени. По данному вопросу существует несколько точек зрения. Согласно одной из них существительные, обозначающие явления природы, относятся к абстрактным существительным [2], другая точка зрения диаметрально противоположна первой, указанные существительные относят к конкретным существительным. В частности, В.В. Богданов отмечает, что при отнесении ряда существительных к абстрактным надо «исходить из наиболее удобного способа представления этих слов в семантической структуре предложения», т.е. учитывать значение, которое приобретает существительное в данном контексте [4, с. 34].
Каждый язык настолько гибок и подвижен, что он не допускает попытки классифицировать его элементы только при помощи жестких критериев.
Таким образом, оказывается, что при выделении подкласса абстрактных существительных господствующей линией является использование не одного, а целого ряда критериев [1].
Абстрактные существительные рассматриваются как один из элементов полевой структуры имени существительного, в которой учитываются различные критерии при выделении данного подкласса [1].
1. Адмони, В.Г. Полевая природа частей речи: на материале числи-тельных/ В. Г. Адмони. – Текст: непосредственный // Вопросы теории частей речи. На материале языков различных типов. – Л.: Наука, 1968. – С. 98-106
2. Арнольд, И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методика ее исследования: на материале существительных / И. В. Арнольд. – Л., 1966. – 192 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. / О.С. Ахманова. – Москва: Просвещение, 1966. – 608 с.
4. Богданов, В.В. Семантико – синтаксическая организация предложения /В.В.Богданов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – 204 с.
5. Бурлакова, В.В. Синтаксические структуры современного английского языка / В. В. Бурлакова. – Москва: Наука, 1984. – 112 с.
6. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика Французского языка. Морфология / В. Г. Гак – Москва: Высшая школа, 1986. – 311 с.
7. Есперсен, О. Философия грамматики / О. Есперсен – Москва: 1958. – 404
8. Зернов, Б.Е. Взаимодействие частей речи в английском языке. Статико-динамический аспект/ Б. Е. Зернов Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 124 с.
9. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов – Москва: Наука, 1975. – 272 с.
10. Стеблин-Каменский, М.И. Спорное в языкознании /М.И.Стеблин-Каменский.-Л.: Учпедгиз,1974. – 142 с.
11. Benveniste, E. Noms d’agent et noms d’action en indo-europeen / E. Benveniste – P.: Andrien. Maison-neuve, 1948. – 176 p.
12. Curme, J. A grammar of the English language / J. Curme vol. II. Parts of speech and accidence. – Boston, 1935. – 370 p.
13. Newson, J. Article and Noun in English / J. Newson - Mounton, 1972. – The Hague – Paris.
14. Sweet, H. A New English grammar, logical and historical / H.Sweet P.I. – Oxford,1940. – 499 p.