ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрен вопрос развития малого и среднего бизнеса и меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, стимулирующие развитие данного сектора экономики

Ключевые слова:
государственная поддержка малого и среднего бизнеса, меры государственной поддержки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность данной работы обоснована ростом числа самозанятых и субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) в Российской Федерации и их влиянием на социально-экономическое развитие регионов.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации [1] рост числа малого и среднего бизнеса в 2022 году по сравнению с 2019 годом составил 1,3% (количество субъектов МСП в 2022 году (5,99 млн. ед.) превысило значение докризисного уровня 2019 года (5,92 млн. ед.) на 74,44 тыс. ед.).

Рост количества субъектов МСП в категории «средние» составил 5,7% (в 2019 г. – 17 045 ед., в 2022 г. – 18 009 ед.).

Несмотря на обстоятельства, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции и внешним санкционным давлением, сектор МСП в 2019-2022 гг. сохранил стабильность.

Валовая добавленная стоимость, созданная субъектами МСП в 2021 г., составила 24,6 трлн. руб. (прирост 20,5%).

Численность занятых в малом и среднем бизнесе в 2022 году составила 28,17 млн. чел., что на 10% выше 2021 года.

В 2022 г. вклад сектора МСП в ВВП России, по данным Росстата, составил 21,0%.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены виды государственной поддержки (далее – Закон) [2].

 

В соответствии со ст.16 Закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, поддержку участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых в соответствии со статьей 16.1 Закона.

Кроме этого, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – Национальный проект), которая включает четыре федеральных проекта: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП», «Цифровая платформа МСП» [3].

При этом, три федеральных проекта учитывают стадии предпринимательской активности – от статуса самозанятого до действующего бизнеса. Федеральный проект «Цифровая платформа МСП» выполняет функцию фундамента развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти путем развития инфраструктуры.

Положительные результаты эксперимента по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который введен в 2019 году, создали предпосылки для формирования отдельного федерального проекта по созданию условий развития деятельности самозанятых граждан.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации на 01.12.2023 г. в России количество самозанятых достигло 9 млн. человек.

Федеральный проект «Поддержка самозанятых» включает в себя следующие мероприятия:

- оказание информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам на базе центров «Мой бизнес»;

- предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными микрофинансовыми организациями;

- обеспечение доступа к финансовой поддержке, включая поддержку, оказываемую АО «Корпорация «МСП» и региональными гарантийными организациями;

- предоставление льготного доступа к сервисам по размещению продукции, товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках;

- предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях (в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах), оснащенных необходимым оборудованием и функционирующих при поддержке Минэкономразвития России, и (или) компенсация по арендным платежам за пользование частными помещениями (при реализации данной меры поддержки на территории субъекта Российской Федерации);

- обеспечение доступа к имуществу (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества.

По направлению «Предакселерация» Национального проекта реализуется Федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», который содержит перечень мероприятий для физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, и начинающих предпринимателей (вновь зарегистрированных и действующих менее одного года) в целях их становления и развития.

Основными мероприятиями федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» являются:

- создание комфортных условий налогообложения для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, в том числе перешедших с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

- сокращение и упрощение представляемой субъектами МСП отчетности (налоговой, финансовой, статистической и иной), включая отчетность, представляемую в государственные внебюджетные фонды;

- либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей в целях упрощения повторного вхождения в бизнес;

- обеспечение возможности производить платежи при осуществлении деятельности субъектами МСП в сфере торговли и предоставления услуг с комиссией не более 1 % с использованием системы быстрых платежей;

- предоставление комплексной финансово-гарантийной поддержки (в том числе через сеть государственных микрофинансовых организаций и региональных гарантийных организаций);

- предоставление социальным предпринимателям, включенным в реестр, финансовой поддержки в виде грантов;

- обеспечение оказания комплекса услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки МСП (региональных центров «Мой бизнес»);

- предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях (в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах), оснащенных необходимым оборудованием и функционирующих при поддержке Минэкономразвития России, и (или) компенсация по арендным платежам за пользование частными помещениями.

Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» содержит перечень комплексных мероприятий для действующих предпринимателей с целью обеспечения их роста и развития, а также выхода на зарубежные рынки.

Основные мероприятия федерального проекта:

- введение переходного налогового режима с целью плавного изменения налоговой нагрузки на растущие субъекты МСП;

- получение субъектами МСП финансовой поддержки по программе льготного кредитования по ставке 7%;

- предоставление комплексной финансово-гарантийной поддержки (в том числе через сеть государственных микрофинансовых организаций и региональных гарантийных организаций);

- расширение доступа к финансированию для субъектов МСП путем запуска новых финансовых инструментов, в том числе на базе краудинвестинговых, факторинговых платформ;

- предоставление льготной лизинговой поддержки региональными лизинговыми компаниями, а также субсидирование лизинговым организациям авансовых платежей субъектов МСП;

- оказание поддержки при выпуске ценных бумаг (облигаций);

- предоставление грантов субъектам малого инновационного предпринимательства в целях создания и (или) расширения производства инновационной продукции;

- обеспечение оказания комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки МСП (региональных центров «Мой бизнес»);

- обеспечение доступа субъектам МСП к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков;

- создание условий для участия субъектов МСП в конкурентных закупках;

- развитие комплексной системы поддержки экспорта субъектов МСП;

- оказание комплексной поддержки (информационно-консультационной, образовательной, финансовой), субъектам МСП в АПК при поддержке центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации;

- формирование единого реестра субъектов МСП – получателей поддержки.

Федеральный проект «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами» подразумевает создание единой цифровой экосистемы, содержащей комплексную актуальную информацию обо всех мерах и институтах поддержки субъектов МСП и позволяющей предпринимателю выбирать и получать дистанционно требующиеся ему меры поддержки.

Основные мероприятия федерального проекта:

- проектирование и разработка Цифровой платформы, ориентированной на потребности пользователей – субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело, включающей востребованные (приоритетные) сервисы, клиентоориентированный интерфейс, механизм адресного подбора и инструменты проактивного подбора, обеспечивающие получение необходимого результата с минимальным набором действий;

- создание мобильного приложения для доступа к сервисам Цифровой платформы;

- создание сервисов в сфере доступа к закупкам, микрофинансирования, контрольно-надзорной деятельности, правовой, имущественной поддержки, электронной торговли, факторинга, краудинвестинга;

- создание единой среды получения государственных услуг, сервисов, юридически значимых уведомлений;

- реализация механизма адресного подбора мер, сервисов и решений «жизненных ситуаций» и проактивного одобрения инструментов поддержки, обеспечивающего получение необходимого результата с минимальным набором действий.

Результатом реализации Национального проекта являются следующие показатели:

- количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку (7,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 32,8 тыс. единиц к 2024 году);

- количество вновь созданных субъектов МСП (861,3 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 1 067,5 тыс. единиц к 2024 году);

- численность работников в расчете на 1 субъекта МСП (3,09 человек в 2021 году, с увеличением до 3,16 человек к 2024 году);

- рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП-юридическое лицо (103,75% в 2021 году, с последующим ежегодным увеличением на 103,76% по отношению к предыдущему периоду до 2024 года);

- объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП (3,8 трлн. рублей в 2021 году, с увеличением до 5 трлн. рублей к 2024 году);

- объем консолидированной финансовой поддержки субъектов МСП (881,9 млрд. рублей в 2021 году, с увеличением до 920,9 млрд. рублей к 2024 году);

- количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы (5 единиц в 2021 году, с увеличением до 22 единиц к 2024 году);

- количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы (30,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 500 тыс. единиц к 2024 году);

- количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов (50,0 тыс. единиц в 2021 году, с увеличением до 600 тыс. единиц к 2024 году);

- удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе (30% в 2021 году, с увеличением до 80% к 2024 году).

В настоящий момент охват мерами государственной поддержки субъектов МСП за 2022 год составил 683182 человек, количество фактов поддержки – 1853393 ед. При этом общий объем кредитования субъектов МСП с государственной поддержкой за 2022 год составил 1403,8 млрд. руб. (рост 46% к 2021 году). Факты поддержки в разрезе видов поддержки за период с 2019-2022 годы:

- инновационная – 9305 ед.;

- имущественная – 42 042 ед.;

- консультационная – 2 656 198 ед.;

- образовательная – 812 178 ед.;

- информационная – 345 561 ед.;

- финансовая – 4 861 046 ед.

Таким образом, законодательством Российской Федерации сформированы инструменты, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса на любом этапе жизненного цикла компании: имущественная поддержка, финансовая, информационно-консультационная и др. Также сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, которая позволяет субъекту малого и среднего предпринимательства обеспечить прямой доступ к имеющимся видам поддержки бизнеса. Созданная экосистема формирует возможности для устойчивого ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства и увеличения вклада малого бизнеса в экономику страны.

Список литературы

1. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг. – Текст: электронный // Министерство экономического развития РФ. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.html (дата обращения: 05.04.2024).

2. Российская Федерация. Законы О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федерал. закон № 209-ФЗ: [принят Государственной думой 06 июля 2007 года: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года]. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 08.04.2024).

3. Российская Федерация. Законы. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: [утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)]. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/ (дата обращения: 18.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?