РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье перечислены тенденции современного терроризма в России, приведена статистика террористической активности, свидетельствующая о назревшей необходимости усиления комплекса мероприятий по профилактике терроризма, включая студенческую молодежь. Обосновывается значимость дисциплины «Основы российской государственности» в борьбе с терроризмом в современных международных условиях с целью осознания российскими студентами значимости традиционных ценностей своего государства. Определены задачи, решение которых в рамках изучения курса данной дисциплины позволит повысить эффективность профилактических мероприятий

Ключевые слова:
основы российской государственности в вузах, профилактика терроризма
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Назревшая необходимость по усилению мероприятий в области профилактики терроризма, в том числе среди студенчества, объясняется основными тенденциями современного экстремизма и терроризма. К ним относят:

- расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнического и религиозного факторов;

- попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государства;

- увеличение количества террористических актов. Так, согласно статистике МВД, по итогам 2022 года в России зарегистрировано 2233 преступления террористического характера, что больше на 4,5% по отношению к 2021 году, и 1566 преступлений экстремистской направленности, что больше на 48,2% по сравнению с 2021 годом. При этом, в 2021 году в России было осуждено 682 человека за терроризм против 575 годом ранее. За преступления экстремистской направленности количество осужденных за это время выросло с 325 до 606 человек. В 2022 году 875 лиц были осуждены за преступления террористической направленности и 693 экстремистской. В 2023 году Федеральная служба по финансовому мониторингу включила в перечень экстремистов и террористов более 1700 граждан, из них 1100 имеют отношение к террористической деятельности. В 2022-м таких фигурантов было 1600 и 970 соответственно. Рост числа таких лиц за год превысил 6% и 13% соответственно;

- повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Статистика террористической активности свидетельствует о том, что чаще стали совершаться преступления с использованием оружия и боеприпасов. В 2022 году в Курской области рост по сравнению с 2021 годом составил 675%, в Белгородской области 213,3%, в Москве 203,2%. В 2022 году на 21,5% выросло число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами;

- повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций. Так, Национальный антитеррористический комитет в 2023 году заблокировал счета более 4 тыс. лиц, причастных к финансированию терроризма, на общую сумму свыше 110 млн. рублей;

- воздействие на сознание именно молодых людей с целью формирования террористического мышления и вовлечения их в ряды террористов. При этом определяющим является экономический фактор воздействия – крупные денежные выплаты, возможность быстрого обеспечения высокого уровня жизни. Основным информационно-пропагандистским каналом, используемым практически всеми международными и национальными террористическими и экстремистскими организациями, является сеть «Интернет». Только в 2023 году из российского сегмента Интернета удалено свыше 15,5 тыс. материалов террористического содержания [1].

Поэтому необходим постоянный диалог с группами риска, именно с теми, кто потенциально может представлять интерес для террористов, с целью выработки стойкого неприятия молодежью идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе и религиозно-политического экстремизма.

Учитывая возрастание влияния различных внутренних и внешних политических, экономических, социальных и иных факторов на возникновение и распространение терроризма, считаем необходимым проведение комплекса мероприятий профилактической направленности.

Так как возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны с внутренними различными межнациональными, конфессиональными противоречиями, а также с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами, то актуализация традиционных ценностей российского государства и изучение современных вызовов российской цивилизационной идентичности в рамках ряда дисциплин позволит молодежи высших учебных заведений России осмыслить данную проблему.

Министерством науки и высшего образования РФ был создан федеральный портал «Наука и образование против террора», на котором размещается обоснование позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, что позволило восполнить пробел в разрозненной работе отдельных вузов по наполнению страниц и сайтов антитеррористической информацией. Участниками проекта являются в том числе студенты высших учебных заведений России [2].

Кроме того, в России создан Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ). Работа Центра направлена на активное противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, совершенствование работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий в сети Интернет, привлечению молодежи и студентов к разработке теоретических и методологических основ противодействия идеологии терроризма [3].

Однако, в настоящее время необходимо активней выстраивать индивидуальную работу с молодёжной аудиторией. Дисциплина «Основы российской государственности» может решить ряд задач в области профилактики противодействия экстремизма и терроризма.

Например, в разделе «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» считаем необходимым акцентировать внимание на содержание таких российских духовно-нравственных ценностей, как гражданственность с целью формирования у молодежи готовности содействовать развитию и процветанию своей страны, а также защищать ее от угроз и посягательств; толерантность – с целью становления многонационального поликультурного образовательного пространства, разработки системы приобщения молодежи к национальным и общечеловеческим ценностям в новых социально- экономических условиях жизни, воспитания культуры межнациональных отношений молодого поколения.

В завершающем разделе дисциплины «Актуальные вызовы и проблемы развития России» считаем необходимым изучать терроризм с точки зрения глобального вызова современности, угрозы национальной безопасности, озвучивать внутренние и внешние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации (межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия, финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на  территории Российской Федерации, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации, заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в целях получения наибольшего общественного резонанса, стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние и пр.) [4]. Следует обратить особое внимание на мотивах осуществления актов террора. Например, целью может явиться стремление к межнациональным разногласиям в российском многонациональном и многоконфессиональном государстве для разобщения общества и разжигания внутренних конфликтов. Осмысление мотивов позволит молодому поколению правильнее реагировать на соответствующее поведение.

Таким образом, завершающий раздел дисциплины должен привлечь студентов к осознанию терроризма, как современного вызова и определению потенциальной роли самих обучающихся в ответе на такие вызовы. По этой причине все занятия в рамках любого раздела дисциплины «Основы российской государственности» должны основываться на ценностной (воспитательной) схеме, в соответствии с которой ценностные принципы российского общества будут являться фундаментом для ответа молодого поколения на вызовы настоящего и будущего.

В заключение отметим, что назрела объективная необходимость в инструментах направленного и опосредованного воздействия на ценностные ориентации молодежи в условиях обострения террористической обстановки, одним из которых является преподавание дисциплины «Основы Российской государственности».

Список литературы

1. Терроризм в России. – Текст: электронный // Российский интернет-портал и аналитическое агентство «TAdviser». – URL: https://www.tadviser.ru /index.php/ (дата обращения: 03.04.2024).

2. Наука и образование против террора. – Текст: электронный // Наука и образование против террора. – URL: https://scienceport.ncpti.ru/ (дата обращения 20.04.2024).

3. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. – Текст: электронный. – URL: https://ncpti.su/ (дата обращения: 20.04.2024).

4. Терроризм – угроза национальной безопасности России. – Текст: электронный – URL: https://info.ngiuv.ru/?page_id=5373 (дата обращения: 05.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?