студент
Россия
В статье рассматриваются основные приемы и методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка
мотивация, учебная деятельность, младшие школьники, иностранный язык, приемы и методы
Одна из основных проблем современной школы – формирование учебной мотивации, которую можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Одним из базовых требований ФГОС к результатам обучающихся начального общего образования является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. То есть, мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения знаний, но и от стремлений, достигать высоких результатов, самоутверждаться, то есть от мотивации учения. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждает ребенка к учебной деятельности, и тем более высоких результатов он может достичь.
Алексеева М.И. под мотивацией понимает совокупность причин, определяющих всевозможные проявления активности обучающихся в их деятельности [1].
Развитию учебной мотивации школьников способствует реализация комплекса средств, среди которых многие ученые (А.К. Маркова, М.В. Матюхина) выделяют следующие [2]:
● содержание учебного материала. Учебный материал должен быть доступным, но и одновременно достаточно сложным, содержать юмор, новую, интересную информацию, ориентироваться на прошлый опыт и уже усвоенные знания;
● организация учебной деятельности. Важное условие организации учебной деятельности – подведение обучающихся к самостоятельной постановке и принятие задач. Стоит заметить, что учебная деятельность также должна соответствовать познавательным потребностям школьника [4]. В ходе подведения итогов изученного материала ученики должны получить ощущение эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Вследствие чего у обучающихся возникнет потребность в творческой, самостоятельной и учебной работе, то есть произойдет формирование положительной мотивации учебной деятельности [3];
● контроль и оценка учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения у большинства исследователей. Но очень важно, особенно в самом начале учебы, не подавить оценками активность, инициативу и интерес обучающихся к процессу познания.
Для эффективного развития учебной мотивации младших школьников важным является применение различных форм организации учебной деятельности (индивидуальной, парной, коллективной, групповой) и их чередование. Практический опыт показывает, что коллективные и групповые формы деятельности на уроке создают лучшую мотивацию, поскольку удовлетворяют большую потребность младших школьников в общении [5].
Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков.
Одна из важнейших задач на начальном этапе обучения – воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению английского языка, а интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке создана ситуация успеха. Поэтому на первом и втором этапе урока активации лексики по теме начинается не с традиционного повторения (фронтальный опрос – Учитель → ученик), а через создания легенды на уроке. В "гости" к ребятам приходит сказочный Мишка (плюшевый мишка в руках учителя) и через диалог – беседу с детьми осуществляется повторения лексических единиц, а заодно проверка домашнего задания. В продолжении беседы с учащимися Мишка сообщает, что вместе с ним сегодня приехали его друзья – сказочные звери, которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков. Через яркий диалог главного героя со своими друзьями на уроке, создаётся мотивация, что стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых они получают приз. Но дорога к победе сложна.
На уроках иностранного языка необходимо использовать игровые приемы, поскольку они помогают развивать и совершенствовать коммуникативные навыки младших школьников. Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём «образы». Этот прием способствует развитию у учащихся навыков говорения, воссоздающего воображения языкового умения. Это умение передать образы на английском языке, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся. Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием можно использовать для закрепления лексики и грамматики. Для развития коммуникативных способностей используются песни. При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность.
Метод «Дидактические игры» – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида:
- предвосхищаемый успех. В основе могут быть ожидания и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Но на пустом месте успех родиться не может;
- констатируемый успех. Он фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день;
- обобщающий успех. Успех, который способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя. Но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. К возможным продуктам проектной деятельности младших школьников можно отнести журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, стенгазета, сувенир-поделка.
Таким образом, развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопровождалась формированием и укреплением мотивационной сферы обучающихся.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности. – Текст: электронный. – URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (да-та обращения: 21.02.2024).
3. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с.
4. Гуткина, Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С. 11-19.
5. Особенности развития детей младшего школьного возраста. Текст: электронный. – URL: http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/29-osobrazv-kids.html (дата обращения: 2111.02.2024).