студент
Россия
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов. Формирование читательской грамотности в рамках учебного предмета английского языка является одной из приоритетных задач учебного процесса в образовательной организации
формирование, читательская грамотность, текст, читательская компетенция
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. Чтение связано с восприятием и пониманием информации.
Формирование читательской компетенции обучающихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.
Термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен понимать текстовую информацию, сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.
Т.А. Разуваева определяет читательскую компетенцию как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретации и оценке прочитанной текстовой информации [1].
Таким образом, формирование читательской компетенции обучающихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.
Читательская компетенция состоит из понятий:
- «грамотность» (навыки чтения, письма, счёта и работы с документами);
- «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения);
- «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).
Читательскую грамотность рассматривают как одну из самых важных компетенций.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них. А также это способность заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, участие в социальной жизни.
Современные учебно-методические комплексы по английскому языку способны решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- определять основную мысль текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию текста.
Текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. В контексте рассматриваются лексические и грамматические единицы. Данные единицы состоят из фонетических и графических единиц. В процессе обучения говорению и чтению тексты служат для коммуникативных целей. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа – носителе данного языка.
На уроках английского языка обучающиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Обучающиеся учатся работать со сплошным и не сплошным текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и т.п. [2].
При формировании читательской грамотности выделяют три группы читательских умений:
- Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; находить в тексте требуемую информацию и т.д.).
- Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы).
- Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). Однако, отличительной особенностью формирования читательской грамотности на уроках английского языка является другая языковая среда, совершенно незнакомая ученику.
Помимо основной задачи общего понимания смысла текста и извлечения из него необходимой информации, перед учеником стоит первоочередная задача перевода слов на родной язык и определение грамматического времени, в котором ведется повествование. Поэтому важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на иностранном языке является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи) вид чтения, применяемые приемы и скорость чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие:
- изучающее чтение (intensive reading) – общий охват содержания с оценкой читаемой информации (интересно/неинтересно, новое/уже известное, понятное/непонятное и т.п.);
- просмотровое чтение (skimming) – получение общего представления о содержании (тема, основные вопросы и т.п.) с локализацией информации текста и ее самой общей оценкой – нужно/ненужно;
- поисковое чтение (scanning) – нахождение в тексте определенной информации (конкретные данные, формулировки, сведения пр.) [3]. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения – быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- пред текстовый (Pre-reading);
- текстовый (While-reading);
- после текстовый (Post-reading).
Для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов:
- сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма);
- не сплошные (таблицы, графики);
- смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате);
- составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний);
- тексты с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личные (личные письма, биография);
- учебные (школьный учебник);
- общественные (официальные документы).
Для формирования и развития читательской грамотности учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
1. Разуваева, Т. А. Формирование читательской компетенции студен-тов факультета иностранных языков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 2006. 234 с.
2. Рогова, Г. В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Москва: Просвещение, 2000. 105 c.
3. Сергеева, Б. В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах [Электронный ресурс] / Б. В. Сергеева, И. В. Беляева // Перспективы Науки и Образования: междунар. электрон. научн. журн. – Воронеж: ООО «Экологическая помощь». – 2018. – No 4. – Режим доступа pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (дата обращения: 09.02.20243).