ПРИНЦИП МАКСИМУМА ПОНТРЯГИНА В ЗАДАЧЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМОМ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе принципа максимума Понтрягина решена задача подъема ракеты на максимальную высоту. Решение получено в аналитическом виде

Ключевые слова:
оптимальное управление, принцип максимума, управление ракетой
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

При составлении модели движения ракеты примем допущение о незначительном влиянии аэродинамического сопротивления. Также будем считать значение ускорения свободного падения постоянным, не зависящим от высоты подъема ракеты. Тогда изменения скорости набора высоты, движения и массы простой метеорологической ракеты в виде уравнений Коши можно описать следующим образом

            (1)

где  – высота подъема ракеты, м;  –  скорость движения ракеты, м/с; β – импульс двигателя ракеты, м/с;  – массовый расход топлива, кг/с;  – масса ракеты, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2.

Граничные условия для переменных в начальный  момент времени:

, , ,          (2)

где   - масса ракеты с топливом.

Управлением ракеты является массовый расход топлива . Требуется найти управление , позволяющее поднять ракету на наибольшую высоту

           (3)

при выполнении ограничения

.               (4)

С учетом того, что в наивысшей точке подъема скорость ракеты равна нулю, а масса ракеты равна ее массе без топлива, введем граничные условия в момент времени

, ,                 (5)

где  – масса пустой ракеты.

Максимальная высота  и время управления  неизвестны и подлежат определению в результате нахождения оптимального управления.

При использовании принципа максимума Понтрягина гамильтониан задачи примет вид

          (6)

Рассматривая в гамильтониане только члены, зависящие от искомого управления , получим из выражения (6)

.                (7)

Чтобы гамильтониан (6) принимал максимальное значение, необходимо всегда, когда , обеспечить управление  и  в случае, когда , т.е.

     (8)

Для нахождения оптимального управления, в том числе количество переключений управления между  и , необходимо определить выражения для сопряженных функций  и , при которых система уравнений (1) удовлетворяет  граничным условиям (2) и (5).

Сопряженные переменные определяются уравнениями

                     (9)

Общее решение системы уравнений (9) имеет вид

,                                  (10)

,                   (11)

   (12)

где  ,  и  – постоянные интегрирования уравнений (10) – (12).

Для задач со свободным правым концом согласно условиям трансверсальности [1] для сопряженных переменных в конце процесса управления имеем

.                    (13)

Так как  неизвестно и подлежит определению, из условия (13) для сопряженной переменной  определим . С учетом того, что , а , в момент времени  имеем . Следовательно, .

Постоянные интегрирования  и , и соответственно, сопряженные функции  и  найдем после определения  – времени подъема ракеты на максимальную высоту. Для этого проинтегрируем уравнения системы (1).

Очевидно, что в начальный момент времени при  объект функционирует под воздействием управления .

Общее решение системы уравнений (1) с управляющим воздействием  выглядит следующим образом

,                       (14)

,          (15)

            (16)

Постоянные интегрирования в уравнениях (14) – (16) найдем из начальных условий (2).

Так как при    из (14) получим , а выражение для массы ракеты на начальном участке примет вид

.                    (17)

Поскольку при    из (15) находим . Тогда выражение для скорости ракеты на начальном участке примет вид

 (18)

Наконец при  и с учетом того, что  из (16) получим 

.

Тогда выражение для высоты подъема ракеты на начальном участке примет вид

        (19)

В момент времени  ракета движется без топлива, т.е. при , а общее решение системы уравнений (1) имеет вид

,                                 (20)

,             (21)

.  (22)

Постоянные интегрирования  и  в уравнениях (20) и (21) найдем из конечных условий (5).

Так как при    из (20) получим  и выражение для массы ракеты в конце управления

.                     (23)

Поскольку при    из (21) получим . Отсюда выражение для скорости ракеты в конце управления примет вид

.             (24)

Время управления  и время смены управляющего воздействия  находятся из условия неразрывности решения в момент времени

(25)

Подставляя найденные  и  в уравнения (19) и (22), получим оптимальную траекторию высоты подъема

       (26)

В соответствии с принципом максимума в начальный и конечный моменты времени гамильтониан должен быть равен нулю, т.е.

(27)

Подставим в уравнения системы (26) полученные выражения для переменных и сопряженных функций в начальный и конечный моменты времени.

Так первое уравнение в системе (26) после подстановки выражений (11) и (12), и принимая во внимание, что  и , получим

.      (28)

Второе уравнение в системе (27) после подстановки (11) и (12) и учитывая, что  и , примет вид

.                           (29)

Из уравнений (28) и (29) однозначным образом находим постоянные интегрирования  и :

,                          (30)

               (31)

и выражения для сопряженных функций:

  ,                            (32)

.        (32)

Пример. Найти такую функцию расхода топлива, при которой метеорологическая ракета МР-20 поднимется на максимальную высоту. В табл. 1 приведены конструктивные параметры ракеты МР-20 [2].

Граничные условия для переменных в начальный  и конечный  моменты времени:

 м,  м/с,  кг,  м/с,  кг.

В начальный момент времени при  под воздействием управления  в соответствии с (17), (18) масса и скорость ракеты описывается уравнениями

,         

а в конечный момент времени при , при  решение в соответствии с (23) и (24) имеет вид

,

.

Система (25) для данных рассматриваемого примера имеет вид

     

из которой однозначно определены время смены управляющего воздействия  и общее время управления , которые составили  и  секунд. Максимальная высота подъема ракеты составила 346 020 м. Максимальная высота подъема достигается при предельно максимальном расходе топлива. Максимальная скорость подъема - 2475 м/с.

Результаты решения задачи подъема ракеты на максимальную высоту приведены на рис. 1 и 2.

 

 

 

 

Таблица 1 Параметры ракеты МР-20

Наименование

Обозначение

Единицы измерения

Импульс двигателя

м/c

Масса пустой ракеты

кг

Масса ракеты с топливом

кг

Предельные границы расхода топлива

кг/c

 

 

Рисунок 1 - Графики изменения скорости и массы ракеты, расхода топлива
за период управления

 

Рисунок 2 - График изменения высоты подъема ракеты за период управления

Список литературы

1. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. 4-е издание, - М.: Наука, 1983. – 392 с.

2. Мозжорина Т.Ю., Попов А.С. Решение задачи оптимального управления вертикальным подъемом ракеты-зонда с уточнением модели аэродинамического сопротивления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 7. – С. 46-50.

3. Лернер А.Я., Розенман Е.А. Оптимальное управление. - М.: Энергия, 1970, – 360 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?