НОВЫЙ ВЫСОКООКТАНОВЫЙ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЙ КОМПОНЕНТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В результате исследований разработан новый высокооктановый кислородсодержащий компонент для производства автомобильных бензинов с использованием доступных ресурсов. Установлено, что применение нового компонента в процессе компаундирования автомобильных бензинов позволило увеличить коэффициент распределения детонационной стойкости в бензиновой фракции

Ключевые слова:
автомобильный бензин, высокооктановый компонент, оксигенаты, алкилат
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Повышение технико-экономических и экологических показателей двигателей невозможно без улучшения эксплуатационных свойств автомобильного бензина. Эксплуатационные характеристики, в первую очередь, зависят от углеводородного состава топлива. Они могут быть улучшены добавлением присадок и компонентов различного функционального назначения [1]. Одним из основных показателей детонационной стойкости бензинов является прирост октанового числа и коэффициент распределения детонационной стойкости (КРДС) по фракциям. КРДС характеризует равномерное распределение детонационной стойкости по узким фракциям бензина и определяется как отношение исследовательского октанового числа (ИОЧ) фракций бензина, выкипающих до 100 °С (НК-100 °С) и выше 100 °С (100 °С-КК). Важность этого показателя связана с тем, что во впускной системе двигателя происходит фракционирование бензинового топлива, вследствие чего в разные цилиндры впрыскиваются порции бензиновой смеси с разными температурами кипения. Идеальным КРДС считается значение, близкое к 1.

Основными высокооктановыми компонентами для производства автомобильных бензинов являются: тяжелый риформат процесса каталитического риформинга), изомеризат (продукт установок изомеризации легких алканов), а также метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

При наличии на промышленной площадке установки каталитического крекинга вакуумных дистиллятов в процессы получения товарных бензинов могут вовлекаться также гидроочищенный бензин каталитического крекинга либо его фракции. Исходя из температур кипения, основная доля высокооктановых углеводородных соединений (до 80 %) будет повышать октановое число фракции 100 °С-КК, что приводит к неравномерности детонационной стойкости бензина.

С целью более равномерного распределения углеводородных соединений в бензинах необходимо введение в их состав легких и среднекипящих высокооктановых углеводородов. Поэтому в качестве объектов исследования были выбраны алкилат (образуется в процессе алкилирования изобутана) и кислородсодержащие соединения (оксигенаты): изобутиловый спирт (ИБС) и МТБЭ.

Расчетным путем установлено оптимальное соотношение углеводородов и оксигенатов в смеси, равное 70/30 или 50/50 (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели качества составленных смесей, % мас.

Наименование

показателя

Алкилат + МТБЭ + ИБС (70/15/15)

Алкилат + МТБЭ + ИБС

(50/25/25)

ИОЧ

104,0

104,0

Плотность при 15°С, кг/м3

720,0

734,6

 

Рецептура автомобильных бензинов с добавлением нового высокооктанового компонента (ВОК) представлен в на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Рецептура автобензинов марок АИ-95-К5 и АИ-98-К5.

 

 

Для оценки КРДС в лабораторных условиях были оценены значения ИОЧ НК-100°С и 100 °С-КК (таблица 2). Полученные данные свидетельствуют о перспективности предложенного подхода.

Таблица 2

Распределение детонационной стойкости по фракциям

Автобензин

Фракция

ИОЧ

КРДС

Δ

АИ-95-К5

НК-100 °С

90,2

0,90

+0.05

100 °С – КК

100,4

АИ-95-К5*

НК-100 °С

92.8

0.95

100 °С – КК

97.5

АИ-98-К5

НК-100 °С

96,3

0,96

+0.03

100 °С – КК

100,8

АИ-98-К5*

НК-100 °С

98.5

0.99

100 °С – КК

99.0

* бензин, полученный с вовлечением нового компонента

Список литературы

1. Ахметов, А.С. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2002. – 672 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?