ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ВАКУУМНОГО ГАЗОЙЛЯ В СУДОВОЕ МАЛОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлены результаты исследований по оценке возможности вовлечения вакуумного газойля, получаемого при вакуумной перегонке мазута, в производство товарного судового маловязкого топлива

Ключевые слова:
судовое маловязкое топливо, прямогонные дизельные фракции, вакуумный газойль
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время судовое маловязкое топливо (ТМС) по ТУ 38.101567 [1] с содержанием серы до 0,5 % мас. производят в основном путем смешения прямогонных дизельных фракций атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти. Также в приготовление ТМС может вовлекаться в количестве 5-10 % легкий газойль каталитического крекинга. При этом возникает определенный запас качества по основным показателям – плотности, вязкости, температуре застывания и массовой доле серы. С точки зрения экономической эффективности целесообразно рассмотреть вовлечение в ТМС утяжеленных продуктов нефтепереработки, которые в настоящее время используются для приготовления топочного мазута. Таким компонентом может являться вакуумный газойль (ВГ) установок первичной переработки нефти, который не в полном объеме вовлекается во вторичную переработку с целью получения высокомаржинальных светлых нефтепродуктов и масел.

В данной работе изучена возможность получения ТМС с содержанием серы не более 0,5 % мас. с использованием ВГ. Расчётным путём была определена оптимальная рецептура топлива, с учетом критических показателей качества, таких как массовая доля серы, температура застывания, цветность.

Анализ результатов лабораторных испытаний подтверждает возможность вовлечения ВГ в ТМС до 5 % мас., при этом значения показателей качества полученного продукта соответствуют требованиям ТУ (таблица 1). Стоит отметить, что критические показатели топлива (массовая доля серы, температура застывания) находятся на уровне пограничных значений, но их можно регулировать с помощью корректировки рецептуры, учитывая текущее качество компонентов, а также с помощью введения депрессорной присадки.

Таблица 1

Показатели качества исходных компонентов и опытного образца ТМС

Показатель качества

Норма по ТУ

Значения показателя

ТМС

ВГ

опытный образец*

Кинематическая вязкость кинематическая при 20°С, мм2

не более 11,4

5,4

372,1

6,1

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 61

78

178

83

Температура застывания, °С

не выше -10

-18

27

-10

Массовая доля серы, %

не более 0,5   

0,455

0,775

0,480

Коксуемость, %

не более 0,2

0,04

0,54

0,06

Плотность при 15°С, кг/м3

не более 893,0

864,7

917,0

866,5

Йодное число, г йода/100 г топлива

не более 20

1,8

---

1,8

Цветность, ед.

не более 2,5

0,5

8,0

2,0

* – содержание ВГ составляло 5 % мас.

 

По показателю цветности полученный опытный образец соответствует нормативным требованиям.

Список литературы

1. ТУ 38.101567-2014. Топливо маловязкое судовое. Технические условия. – Введ. 2014-11.26. – М: ОАО «ВНИИ НП», 2014. – 13 с.

2. Дугиева А.Я., Гайтукаева Б.А., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х. При-садки для эксплуатации топлив при низких температурах // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9. – С. 450-454.

Войти или Создать
* Забыли пароль?