Россия
В статье рассматривается роль метапредметности на уроках иностранного языка и основные способы реализации метапредметных подходов на уроке
метапредметность, проблемное обучение, иностранный язык
Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе [2].
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются посредством:
- принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности. Постановка цели урока самими учащимися. Обучение самостоятельному целеполаганию постепенно, используя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность;
- наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное). Обязательное наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное) помогают учащимся получить навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания. Эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений. При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего, отталкивается от знаний детей в родном языке. Во многих языках существуют родственные понятия (например, существительное, глагол, предложение, время и т.д.).
На уровне лексических единиц английский и русский языки имеют самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение. Международная лексика очень хорошо помогает развитию языковой догадки. Не зная английского языка, можно без проблем перевести на русский язык слова «information», «progress», «profession», «student», «patriotic», «hobby», «heroism», «radio». Кроме того, легко запомнить их произношение и значение на иностранном языке. Задания на соотнесение иностранного слова с его русским эквивалентом могут способствовать не только более успешному овладению словарным составом английского и русского языков, но и повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку;
- использование мультимедиаприложений. Мультимедийный проектор и интерактивная доска позволяют создавать самые разнообразные интерактивные игры с лексикой;
- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке [1].
К основным метапредметным результатам изучения иностранного языка в школе относятся:
- умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
1. Формирование на уроках предметных и метапредметных знаний и умений. – Текст: электронный. – URL: https: // licuv1547.mskobr.ru / files / formirovanie_mpu.pdf (дата обращения: 19.02.2025).
2. Загидуллина, О.М. Формирование метапредметных умений на уроке английского языка. – Текст: электронный. – URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/2064/1/3036-3038.pdf (дата обращения: 19.02.2025).