Россия
Успешное выполнение педагогом своих функций — необходимое условие формирования ученического коллектива, становления личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. В статье рассматриваются основные личностные качества учите-ля и их влияние на формирование личности ученика
личность, учитель ученик, формирование, личностные качества
Учитель начальных классов – это учитель, воспитатель, психолог в одном лице, так как он формирует у учащихся не только навыки чтения, письма и математики, но и воспитывает развитую личность. Учитель играет огромную роль в становлении и формировании личности ученика, его социальной адаптации.
Учитель должен быть образцом для младшего школьника, увлекать его своими знаниями, своим отношением к людям, детям, животным, природе, происходящему, воспитывать любовью, уважением, своей личностью в целом.
Учитель не должен брать на себя роль единственного воспитателя для школьников. Ему нужно постараться так построить работу с родителями, чтобы родители были помощниками учителя в обучении детей, а учитель был помощником родителей в воспитании детей. Этому будут способствовать и тематические родительские собрания, и личные беседы, и привлечение родителей к внеклассным и внешкольным мероприятиям.
Рассмотрим основные личные качества учителя:
- профессионализм. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим [2; c. 47]. Профессионализм определяет направленность на обучение и руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства – это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека [1; c. 105];
- эмпатия. Учитель должен уметь сопереживать и сочувствовать детям. Учитель должен учить детей этому качеству [2; c. 48];
- педагогический такт. Учитель должен обладать такими качествами как ласковое отношение, доверие. В тоже время в нем должны присутствовать и такие качества как контроль, твердость, и строгость по отношению к ученикам. Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии учащегося;
- оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал. Учитель должен верить в силы ученика и в результаты обучения;
- культура профессионального общения. Необходимо уметь выстраивать правильные отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и в самом педагогическом коллективе;
- педагогическая рефлексия. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи [3];
- самооценка. Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка является важным регулятором поведения. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.
В этих условиях мнение, суждение и оценка учителя становятся наиболее значимым фактором развития личности учащегося, а формой оценки изменений, происходящих в нем, является отметка. Отметка – один из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в первом классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом.
1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб., 2009.
2. Титов, В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие / Приор-издат, 2008.
3. Выпряжкина, И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. С. 37-41.